Глобалист: Вся информация у Бога


Экономисты мало что могут сказать о природе нынешнего кризиса. На первый взгляд существуют вполне правдоподобные теории. Одна из них – теория информационной асимметрии. В 1970 г. вышла знаменитая статья Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (так в США называют подержанные, «выжатые» автомобили). Покупатель не может по внешнему виду определить степень износа. Лучший выход для него – предположить, что у машины среднее качество, и предложить за нее среднюю цену. Продавец не может получить за отлично сохранившуюся машину приличные деньги, поэтому он и не будет ее продавать. В итоге среднее качество подержанных машин на рынке стремится к снижению. «Лимоны» выдавливают с рынка приличные экземпляры. Обратная ситуация в страховании. Покупатель лучше продавца знает, каковы его риски. Происходит «неблагоприятный отбор»: страховщики устанавливают тариф, отпугивающий клиентов с низкими рисками. В итоге доля высокорискованных контрактов в портфеле стремится к росту за счет доли менее рискованных.

Все вышесказанное в полной мере относится к финансовым рынкам. Доминирующая гипотеза информационной эффективности подразумевает, что цены отражают всю имеющуюся на сегодня информацию об активе. Но любой профессионал возразит, что есть те, кто знает больше других, и именно они зарабатывают больше.

Но вряд ли стоит винить в нынешнем кризисе информационную асимметрию. Эта теория подразумевает, что кто-то хорошо информированный выиграет за счет несчастных простаков. Но как объяснить, что проигрывают (или выигрывают) все, везде и одновременно?

Теоретики информационной эффективности полагают, что собрать полную информацию об активе (да и вообще обо всем) в принципе возможно. Беда лишь в том, что не все этой информацией владеют. Но в примере Акерлофа проблема определения цены на машину не в том, что никто не знает, когда она сломается. Она в том, что продавец гораздо лучше представляет себе шансы на поломку, чем покупатель.

Настоящая проблема этого мира в том, что те, кто считает себя осведомленным лучше других и пытается обмануть ближнего, на самом деле обманывают сами себя – они тоже ничего не знают. Иначе кризиса и не случилось бы: кто-нибудь обязательно делал бы правильные ставки и рос бы до небес. Но вся информация есть только у Бога, а он не играет на бирже. «Удивительно, насколько ненадежен тот базис знаний, на основе которого мы строим наши оценки будущих доходов», – писал Джон Мейнард Кейнс много лет назад. Нет никакой полной информации. Ни у кого.

Речь идет о различных степенях слабой информированности. Другими словами, лучше исходить из предпосылки о несовершенстве знания, чем из веры в возможность обладания всей информацией. Так проще будет объяснить, почему мы оказались там, где мы оказались.