Непреодолимая тяга к рисованию

«Наивная история» в Музее архитектуры – выставка очень плохого самодеятельного искусства, поэтому на ней очень весело и поучительно

Эта выставка продолжает проект издательской программы «Интерроса», а начало ему положила год назад изданная книга «Советское наивное искусство». Честно сказать, продолжение несколько компрометирует начало. Только увидев вживую работы самодеятельных художников брежневской поры, понимаешь, насколько их красило репродуцирование в большом и толстом, нарядно изданном томе.

Большинство безвестных авторов неказистых рисунков, осевших теперь в частных собраниях, были учащимися Заочного народного университета искусств (ЗНУИ), свои работы они делали на какой была бумаге, магазинными карандашами и красками чудовищного советского качества, в формате, удобном для почтовой пересылки. В таких условиях даже таланту трудно было создать нечто пристойное, а вот талантом к рисованию студенты-заочники не отличались. Зато у них была завидная для многих профессионалов страстная тяга к рисованию, просто непреодолимая страсть.

Иногда эта страсть была спасительной – кажется, что когда учащийся Г. Питкевич рисовал голого человека, сидящего в пустой комнате с красным полом и сине-зелеными стенами, то не подражал Ван Гогу, а, как и безумный Винсент, боролся с непослушным рассудком.

Понятны и мотивы самодеятельных художников, изображавших красавиц на пляже и в постели: их рисунки – только большое и неудовлетворенное желание. В разделе «Жизнь» – тоже понятные сюжеты. Не важно, под какими лозунгами сидит за кумачом покрытым столом дама в очках, пусть Анатолий Кашигин и не справился с рисованием ее свитера, зато убедительно показал, как мучительно тяжело его героине думать.

На неловкое творчество советских людей, видевших в рисовании спасение от ужаса и скуки жизни, смотреть весело. Любой чувствует здесь свое превосходство перед учащимися ЗНУИ. Профессиональные художники – потому, что они-то рисовать умеют, зрители – потому, что и не пытаются. Но еще эта выставка напоминает, отчего в начале прошлого века в искусстве перестало цениться умение рисовать – за мастерством перестали видеть чувства.