Покупатели уходят

Ноябрь оказался провальным месяцем для ритейлеров, работающих в Петербурге, за весь 2008 г. По сравнению с октябрем их оборот снизился на 4%. В декабре им поможет предновогодний потребительский бум, отмечают эксперты

Замедление. 508,4

млрд руб. – оборот розничной торговли с января по ноябрь 2008 г.

12,4%

– рост по сравнению с 11 месяцами прошлого года

4,1%

– снижение оборота в ноябре по отношению к октябрю

В ноябре этого года оборот розничной торговли составил 47,8 млрд руб., снизившись на 4,1% по сравнению с октябрем и увеличившись на 4,5% к ноябрю прошлого года, говорится в отчете Петростата. Это самые низкие темпы роста за год – до ноября торговые обороты от месяца к месяцу росли на 8,7–17,1%.

В структуре оборота торговли удельный вес продовольственных товаров в ноябре вырос с 36% до 38% по сравнению с ноябрем 2007 г., сообщает Петростат.

Обороты торговли упали в ноябре – начале декабря из-за нехватки у ритейлеров оборотных средств, говорит Алексей Крамарев, гендиректор консультационной компании «Торговые решения», из-за этого сети были вынуждены сократить ассортимент. А самый сильный удар пришелся на торговцев бытовой техникой, поскольку на них сказалось сокращение объемов потребительского кредитования и только сейчас ситуация выправляется за счет предновогоднего потребительского бума, рассказывает Крамарев, отмечая, что и в продовольственных сетях средний чек снизился на 5–10%.

Средний чек в сети «Центральные булочные» снизился на 8–10% за счет того, что люди стали покупать более дешевые товары, рассказывает коммерческий директор компании Павел Каменев. Если раньше самой популярной была водка стоимостью от 100 до 200 руб. за бутылку, то сейчас в основном стали покупать напиток ценой ниже 100 руб., говорит он. Некоторые потребители стали чаще отказываться от дорогих продуктов не первой необходимости, например от пирожных, констатирует Каменев.

Результаты продаж бытовой техники отличаются по разным товарным группам, но больше всего пострадали продажи крупной бытовой техники, признает пресс-секретарь «Эльдорадо» Илья Новохатский. А гендиректор «Ленты» Алексей Бобров ожидает, что в начале 2009 г. спрос на непродовольственные товары сократится еще больше, а в целом покупатели будут ориентироваться на более дешевые товары, чем сейчас, передал он через пресс-службу компании. «Лента» уже готовится к этому, сокращая с 20% до 10% в ассортименте долю товаров премиум-семента и с 40% до 30% – среднего, добавляет заместитель коммерческого директора сети Игорь Лукашкин.

Спад в торговле одеждой составил 20–40%, рассказывает директор по развитию розничной сети торговой марки Lo Денис Двуреченский. Он говорит, что его компания рассчитывала на рост продаж, но из-за кризиса сумела выйти только на показатели прошлого года.

«Эльдорадо» готовится к работе в жестких условиях 2009 г. – по пессимистичному прогнозу, спад продаж составит 15–30%, констатирует Новохатский. Притормозится экспансия сети: если в 2008 г. было открыто 55 магазинов, то в 2009-м планируется не более 12, говорит он.

На рынке непродовольственной розницы в следующем году выживут те ритейлеры, кто очень тщательно подходил к развитию сетей, считает управляющий партнер «Панфилов, Подкова и партнеры» Иван Подкова, а на продовольственном рынке хорошие шансы сохранить позиции есть у компаний, которые смогут получить господдержку.