Проданы порт и пять заводов

Крупных сделок в уходящем году в Самарской области было всего две – продана часть активов «ВБМ-групп» и Самарский речной порт
Д. Гришкин

Официальная информация о продаже первого актива группы – «Термостепс-МТЛ» – кипрской Tabellion («дочка» инвестфонда Baring Vostok Capital Partners) появилась в октябре. Сумму сделки стороны не разглашали, а ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов оценил ее в 1 млрд руб.

Владелец группы Андрей Ищук сообщил, что направит вырученные деньги на погашение задолженности остальных предприятий группы (около 5 млрд руб.). Но в конце октября были проданы пакеты акций еще пяти предприятий группы – «Волгабурмаша» (69,99%) , «Уралбурмаша» (83,323%), а также Самарского резервуарного завода (СРЗ), Дрогобычского долотного завода (ДДЗ) и Сарапульского машзавода. Новый владелец – председатель совета директоров ООО «СМ финанс» Сергей Мамедов. Сумму сделки стороны также не раскрыли. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, она может оказаться меньше долговой нагрузки компаний. Так, у СРЗ только задолженность по облигациям составляет 0,6 млрд руб., у ДДЗ – около 0,2 млрд руб. Активы «ВБМ-групп» он оценивает в 2,5–3 млрд руб.

Продажу 66,21% акций Самарского речпорта за 1,05 млрд руб., принадлежащих президенту самарской группы RBE Андрею Шокину, можно назвать самой закрытой сделкой года. Официально она еще не завершена, хотя покупатель должен был определиться 31 октября. Шокин от комментариев отказывается. Начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Константин Сеничкин сообщил, что заявка по Самарскому речпорту пока не поступала.

Покупатель речпорта не известен, участники рынка называют самарскую компанию «Волгатранстерминал» (84% принадлежит областному правительству). Министр транспорта области Валерий Матвеев эту информацию опроверг. Директор «Волгатранстерминала» Евгений Иванов отказался от комментариев. 24 декабря правительство области одобрило выделение 700 млн руб. бюджетных инвестиций «Волгатранстерминалу» на развитие пассажирских перевозок водным транспортом. Ранее компания такими перевозками не занималась. Самарский речной порт за девять месяцев на пассажирских перевозках заработал 35,406 млн руб. (общая выручка – 383,134 млн руб.).

На решения о продаже заводов «ВБМ-групп» и Самарского речпорта мог повлиять кризис, считает аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков: собственникам могли потребоваться ресурсы для рефинансирования задолженности и финансирования других проектов. Кроме того, из-за кризиса есть риск снижения доходов компании в 2009–2010 гг., а также нехватки средств для инвестиций.

Основной владелец банка «Солидарность» Алексей Титов (68,5%) в этом году отказался от продажи банка (заявил о ней в октябре 2007 г.). «Сегодня надо думать, как зарабатывать, а не как продавать. Но [впоследствии] я ничего не исключаю – [могут быть] продажи, поглощения», – сказал вчера Титов.