Update-версия

Третьего августа этого года, в день смерти Александра Солженицына, многих охватило ощущение конца – эпохи великих. Но этот день стал еще и началом осмысления того, что он написал, сказал и понял

Солженицын умер, не дожив до 90-летия четырех месяцев. После его смерти, но особенно в юбилейные декабрьские дни по стране прокатилась волна посвященных ему выставок, вечеров, конференций и прочих событий, призванных «увековечить память» писателя. В Москве в честь Солженицына спешно была переименована Большая Коммунистическая улица, в Ростове-на-Дону, городе юности писателя, появится проспект его имени, в Кисловодске, где Солженицын родился, откроется музей, в Свободном, бывшем пересыльным пунктом зеков, уже висит памятная доска в честь знаменитого летописца этих мест.

Вся эта несколько взвинченная суета скоро и неизбежно уляжется. И вот тогда наступит время для самого важного: взвешенного осмысления того, что «автор хотел сказать». Того, что он написал и сделал.

Сегодня условия для этого намного благоприятнее, чем еще несколько лет назад. Как сообщила на международной конференции в доме Пашкова, приуроченной к 90-летию писателя, его вдова, Наталья Солженицына, вскоре будет завершен выход 30-томного собрания, в котором появятся не публиковавшиеся прежде работы писателя. Только что был открыт официальный сайт писателя: http://solzhenitsyn.ru/. На нем выложена большая часть его произведений, а в наступающем году будет размещена и оставшаяся.

Время читать и собирать камни: уточнять и обновлять старые исследования о Солженицыне. Писать новые.

Тем более что биографии Солженицына, из которых лучшее недавно было написано филологом Людмилой Сараскиной, существуют, а вот целостного литературоведческого исследования его творчества ни на одном языке мира пока нет.