Судьба Siber

Группа ГАЗ, несмотря на снижение спроса, не сворачивает программу Volga Siber и планирует выпустить в новом году 8000–16 000 машин

Группа ГАЗ

автопроизводитель. Объединяет 18 заводов в России и Великобритании. Продажи – 210 419 легких коммерческих автомобилей, 40 034 легковых автомобиля, 15 773 грузовика, 22 344 автобуса, 4437 единиц строительной техники, 111 399 двигателей (2007 г.). Акционер – «Русские машины» Олега Дерипаски (61%). Выручка (2007 г., МСФО) – $6,22 млрд. чистая прибыль – $293,3 млн.

Группа ГАЗ закупила на 2009 г. 8000 машинокомплектов Siber и планирует купить еще столько же, рассказал представитель компании. Объем производства будет рассчитываться исходя из спроса, говорит он: у ГАЗа нет обязательств перед поставщиками покупать фиксированные объемы, а те обязаны выпускать детали исходя из заказов ГАЗа.

На проект Siber ГАЗ потратил около $200 млн. Лицензионный договор с Crysler, на платформе которой выпускается автомобиль, предусматривает выплату $200 с каждой машины. Проектная мощность завода – 100 000 машин в год с возможностью увеличения до 160 000. Компания рассчитывала окупить проект за 5–6 лет, собирая по 45 000 Siber в год (изначальный план производства на 2009 г.) и загрузив оставшиеся мощности другими моделями.

Но за три месяца продаж (с сентября по ноябрь) группа ГАЗ отгрузила дилерам около 1000 машин, рассказал представитель компании. Более 65% машин продается частным лицам, а 35% – корпоративным клиентам, в основном это госорганы, Сбербанк, таможня.

Проект стартовал в неудачное время, считает сотрудник дилера ГАЗа «Темп-авто», но в конце года продажи Siber пошли вверх из-за новогодних скидок. Самая дешевая Siber сейчас стоит 487 400 руб., самая дорогая – 557 300 руб., а минимальная цена без скидок – 540 000 руб., максимальная – 640 000 руб. (данные «Автомира»). Низкая цена может спасти автомобиль, считает замдиректора «Автостата» Сергей Удалов. Аналитик «Тройки диалог» Михаил Ганелин считает, что ГАЗ может продать в этом году больше 8000 Siber, только если удержит нынешние цены.

До кризиса группа ГАЗ планировала свернуть серийное производство традиционной «Волги» в пользу более дорогой Siber. Но теперь ГАЗ думает о восстановлении производства «Волги», рассказал «Ведомостям» нижегородский чиновник. Идея увеличить выпуск «Волги» обсуждается, подтверждает представитель группы ГАЗ. Пока же производство и продажи «Волги» сходят на нет: по данным «АСМ-холдинга», за 11 месяцев 2008 г. ГАЗ выпустил 19 956 «Волг». Это уже вдвое меньше, чем в 2007 г., когда было выпущено 36 863 и продано 34 644 машины. Но из-за снижения платежеспособного спроса «Волга» снова может стать популярной машиной, говорит чиновник, к тому же она вписывается в ценовую категорию до 350 000 руб. (сейчас стоит от 270 000–280 000 руб.), в которой правительство пообещало субсидировать в этом году процентную ставку.