Советы консультанта: Прощание с иллюзиями


Даже в самых успешных компаниях многие вопросы решаются в силу привычки. Здесь так принято, считают их сотрудники и молчаливо следуют многолетним традициям, не задавая вопросов о целесообразности или эффективности. Многие бизнес-процессы могут оказаться весьма далеки от идеальных. Выявить такие островки неэффективности можно с помощью подхода, который в Roland Berger называют «гринфилд». Его суть в том, чтобы представить, как был бы устроен бизнес компании, если бы ее заново создавали с нуля. Этот подход позволяет выявить минимально необходимые ресурсы для функционирования компании, помогает получить дополнительные возможности маневра и освободиться от иллюзий.

Свежий взгляд на бизнес оставляет гораздо меньше лазеек менеджерам, не желающим ничего менять. Ведь, например, в случае сравнения с лучшими компаниями отрасли менеджеры могут быстро ухватиться за малейшие отличия (в ассортименте, регионах присутствия, юридической базе и т. д.) и заявить, что именно они не позволяют ориентироваться на передовой опыт.

Подход гринфилд позволяет увидеть дно, распознать объективную нулевую отметку, так как ставит вопрос о необходимости самих действий или структурных единиц. Нужен ли нам этот отдел или департамент? Почему этот процесс организован именно так? Нужен ли он нам в этом виде?

Честный ответ на эти вопросы, как правило, приводит к выводу о необходимости движения в двух направлениях – централизации основных компетенций и отделения непрофильных функций.

По трудоемкости эта процедура мало отличается от любого другого глубокого процессного анализа, предполагающего дальнейшую трансформацию.

Начинать ее лучше с минимизации присутствия на местах маркетинговых и финансовых функций. Не помешает объединение и централизация и других обслуживающих функций: ИТ, бухгалтерии, юридического и транспортного отделов. Нельзя заранее исключать возможности выборочного аутсорсинга.

Именно такой подход применил четыре года назад чешский оператор связи, что позволило ему значительно повысить капитализацию перед продажей крупному европейскому телекоммуникационному холдингу.

Но если бухгалтерию или ИТ-поддержку можно передать на аутсорсинг, то компаниям, ориентированным на конечного потребителя, не стоит отказываться от собственной сети продаж.

Недавняя программа сокращения издержек в крупном европейском автоконцерне включала в себя существенные элементы подхода гринфилд. Применяют подобный подход и в России. К реализации похожей программы приступает одна из крупных телекоммуникационных компаний.