«Разумная сила» США

Будущий госсекретарь США Хиллари Клинтон огласила внешнеполитические приоритеты: дипломатия, а не военная сила, партнерство, а не односторонний подход
AP

С программной речью Клинтон выступила на сенатских слушаниях по утверждению ее на пост госсекретаря. Главной внешнеполитической задачей она назвала окончание войны в Ираке. По условиям нового соглашения между США и Ираком к 30 июня 2009 г. все американские войска должны быть выведены из городов, а к 2011 г. – полностью покинуть территорию Ирака. Часть войск будет переброшена в Афганистан, решение проблемы которого Клинтон назвала «высшим приоритетом для избранного президента».

На Ближнем Востоке США «должны активно осуществлять стратегию разумной силы, которая бы обеспечивала безопасность Израиля и отвечала законным политическим и экономическим чаяниям палестинцев». Обама воспринимается как первый президент США, занимающий нейтральную позицию по отношению к участникам конфликта, отмечает политолог Федор Лукьянов.

В отношении Ирана с целью решения его ядерной проблемы, по словам Клинтон, США планируют опробовать «новый подход», хотя помимо диалога США оставляют за собой право применять и «другие методы».

Клинтон раскритиковала односторонний подход администрации Буша к решению внешнеполитических проблем: «Америка не может решать самые сложные проблемы в одиночку, а мир не может решить их без Америки». Эта позиция продиктована вовсе не недовольством какого-либо игрока на международной арене, будь то Европа или России, а тем, что очевидна необходимость привлечения новых партнеров, говорит Кристофер Пребл из Института Катона.

Клинтон – за активизацию процесса сокращения мировых запасов ядерного оружия, что потребует активного сотрудничества с Россией: «Мы намерены сотрудничать с Россией, чтобы обеспечить исполнение соглашения о продлении необходимого контроля и проверки положений договора по СНВ-1, прежде чем он истечет в декабре 2009 г. Мы также будем прилагать усилия по достижению других соглашений о дальнейшем сокращении ядерных вооружений».

Позиции сторон по СНВ-1 пока различны, говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Евгений Мясников: США просто предлагают сохранить механизмы контроля, «приклеив» их к Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который не имеет таких механизмов, Россия же за новый договор, где будут ограничения не только по числу боезарядов, но и по числу их носителей.

«Новый подход» Клинтон пока не принял четких очертаний, это лишь наметки, констатирует Пребл. Кроме того, пока не ясно, где будет сконцентрирован процесс решения вопросов – в госдепартаменте США или в совбезе Белого дома, скорее в последнем, отмечает американский политолог Ариэль Коэн.