Четыре будущих времени

После кризиса мир развалится на блоки, а страны отгородятся друг от друга. Либо, наоборот, сплотятся, чтобы вместе изменить экономическую систему. Эксперты Всемирного экономического форума (ВЭФ) разработали четыре сценария долгосрочного развития

Мировой кризис быстро не кончится. Он заставил пересмотреть основы функционирования финансовой системы, регулирующих органов, роль правительств в экономике, отмечается в докладе. После более чем 20-летнего стремительного роста глобальной финансовой системы, беспрецедентной кредитной экспансии, сопровождавшейся глобализацией и подъемом всей мировой экономики, началась коррекция возникших дисбалансов, и несколькими годами она не ограничится.

В первом сценарии кризис в США и Европе в ближайшие годы углубляется, и развивающиеся страны, чтобы оградить свои экономики, закрываются, отказываясь от западных моделей и идей. Торговые и финансовые потоки идут в основном внутри трех блоков – американского, европейского и восточного; соответственно различаются нормы регулирования, что повышает стоимость капитала для глобальных компаний, сильно поднимаются местные компании. Среднегодовой рост мирового ВВП – 3,2%, в США и Европе – 1,2%, в развивающихся странах – 9%. Азия во главе с Китаем становится экономическим и геополитическим лидером; доллар США и евро теряют статус главных резервных валют.

Согласно второму сценарию рецессия бьет прежде всего по развивающимся странам, и Запад сохраняет главенствующую роль, определяя принципы финансового регулирования, функционирования рынков, реструктуризации компаний. Реформируются международные финансовые институты, создается наднациональный регулирующий орган. Финансовый сектор и развитые экономики снова становятся основным двигателем роста и производительности труда. Но реформы не учитывают в полной мере потребности развивающихся стран и необходимость пересмотра принципов риск-менеджмента, усиливая опасения еще более глубокого кризиса. ВВП развитых стран растет на 3,1% в год, развивающихся – на 6%, мир в целом – на 3,6%.

По самому пессимистичному, третьему, сценарию, мир погружается в меж- и внутристрановые конфликты, обостряется борьба за ресурсы, многие страны вводят ограничения на движение капитала и товаров, растут популизм и национализм. Волатильность в финансовом секторе, который становится крайне локализованным, высока. Во многих странах банковские системы национализируются, еврозона разваливается в 2014 г. из-за суверенных дефолтов и разногласий между странами-членами. Темпы роста мирового ВВП – всего 2,3% (расшифровки по странам нет).

Наконец, четвертый вариант: по мере того как США проходят через череду кризисов, а развивающиеся страны борются со своими проблемами, политики понимают, что скоординированный общемировой подход – единственный выход из кризиса. Признание того, что развивающиеся страны становятся ведущими игроками на мировой арене, помогает сформировать общие принципы риск-менеджмента, увязываемого с макроэкономической политикой, в том числе за счет реформирования международных финансовых институтов. Мировая экономика поначалу растет медленно, на 2,5%, но затем ускоряется до 3,6% в год, прежде всего за счет развивающихся стран; США и ЕС между тем продолжают страдать от дефляции и проводить реструктуризацию, темпы роста развитых стран – 1,8%. Мировая финансовая система остается интегрированной, основную роль в ней играют компании, ориентированные на развивающиеся страны, прежде всего BRIC.

«Конечно, ни один сценарий не реализуется так, как описано, но нам ближе последний, – говорит Роб Карнелл, главный международный экономист ING Financial Markets. – Я бы не очень полагался на оценки темпов роста ВВП: никто не знает, что произойдет в следующем десятилетии». Вместе с тем рост в США и ЕС будет более медленным (около 2%), чем в этом десятилетии (3–3,5%), полагает Карнелл. Развивающиеся страны тоже не будут расти так стремительно, как раньше, потому что значительную часть отставания от развитых они уже преодолели. Позавчера Китай сообщил уточненные данные по росту ВВП в 2007 г. – 13% против 11,9%. В результате ВВП Китая составил $3,383 трлн, и он стал третьей экономикой мира, обогнав Германию.

Скоординированный подход необходим, чтобы устранить дисбалансы в мировой экономике, говорит Бен Карлайнер, директор по исследованиям вашингтонского Института экономической стратегии. России, которая в годы сырьевого бума не преуспела в перенаправлении нефтедолларов на диверсификацию и повышение производительности своей экономики, сейчас особенно нужно договариваться с партнерами. Газовый конфликт – движение в противоположном направлении. «Россия должна действовать осторожно, чтобы не стимулировать Западную Европу активно развивать новые источники энергоресурсов», – считает Карлайнер.