Несущественная связь

Правительство дало отрицательное заключение на проект закона, позволяющего государству регулировать межоператорские тарифы операторов «большой тройки». Автор закона – депутат Максим Коробов еще надеется переубедить правительство
А. Махонин

Третий крупнейший оператор – «Мегафон», обслуживающий менее 25% российских абонентов, мог бы быть признан существенным оператором лишь в отдельных регионах.

Заработали на трафике. 13%

выручки МТС за 2007 г., или $1,07 млрд, пришлось на доходы, полученные от других операторов, которые оплачивали звонки своих абонентов абонентам МТС

14,7%

операционной выручки «Вымпелкома» за тот же год ($1,05 млрд) обеспечили платежи других операторов Источник: данные компаний

ОАО «Мобильные телесистемы»

оператор сотовой связи. Акционеры: 52,8% – АФК «Система», 46,7% в свободном обращении. Капитализация на 15 января – $9,34 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2007 г.): выручка – $8,25 млрд, чистая прибыль – $2,07 млрд.

ОАО «Вымпелком»

оператор сотовой и фиксированной связи. Акционеры – Altimo (44% голосующих акций), Telenor (29,9%), 24,5% в свободном обращении. Капитализация на 15 января – $6,9 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2007 г.): выручка – $7,17 млрд, прибыль – $1,46 млрд.

Весной прошлого года депутат Максим Коробов внес в Госдуму законопроект, уточняющий определение существенного оператора. Сейчас закон «О связи» относит к «занимающим существенное положение» на рынке, в частности, тех операторов, которые владеют не менее чем 25% телефонных номеров в «географически определенной зоне нумерации», т. е. внутри телефонного кода региона (например, Москвы – «495» и «499», Петербурга – «812» и т. д.). Такие коды присвоены только сетям фиксированных операторов. Но депутат предлагал считать существенными также компании, владеющие не менее чем 25% номеров на территории конкретного субъекта Федерации или всей страны. Под такую формулировку подпадают и крупнейшие сотовые компании – МТС и «Вымпелком», каждая из которых обслуживает более 25% российских абонентов (см. диаграмму). Они используют так называемые негеографические, т. е. не привязанные к конкретному региону, коды: например, «916» (МТС) и «903» («Вымпелком»).

Если бы законопроект вступил в силу, правительство получило бы возможность регулировать тарифы на пропуск трафика, выставляемые МТС и «Вымпелкомом» другим компаниям. Мининформсвязи, которым до мая 2008 г. руководил Леонид Рейман, проект поддерживало. «Включение в понятие существенных <...> только фиксированных операторов создает <...> дисбаланс на межоператорском рынке, что <...> тормозит процесс снижения цен на рынке конечного абонента», – объяснял представитель ведомства. Тем не менее Дума не успела рассмотреть проект закона даже в первом чтении. Депутаты ждали заключения правительства, объясняет Коробов.

Но правительство против законопроекта – это следует из официального отзыва за подписью вице-премьера Сергея Собянина, направленного в Думу (копия имеется у «Ведомостей»). Коробов не прав, предлагая исключить из закона «О связи» норму, согласно которой к существенным относятся еще и операторы, пропускающие по своим сетям не менее 25% регионального трафика, говорится в отзыве. Само по себе наличие у компании 25% всех номеров, зарегистрированных на территории субъекта Федерации, – недостаточное основание для признания ее существенным оператором, считает правительство. Кроме того, внесение в закон изменений, предложенных Коробовым, «усилит противоречия между законодательством в области связи и антимонопольным законодательством» (закон «О защите конкуренции» уже предусматривает близкое по смыслу понятие «доминирующего участника рынка») и приведет к искусственному замораживанию тарифов для конечных пользователей вместо их снижения, заключается в отзыве.

Заключение согласуется с позицией Минкомсвязи, сформированного в мае 2008 г. взамен Мининформсвязи. «На [традиционной] телефонной сети можно определить <...> существенного оператора – а вот как определить [существенного] оператора в сетях пакетной коммутации, которая построена по другой парадигме? – спрашивал в октябре 2008 г. замминистра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер, выступая на организованной «Ведомостями» конференции. – Что такое существенность? И самый главный вопрос – зачем ее нужно определять? Для кого это нужно? <...> Мне кажется, что мы можем решить вопросы без того, чтобы признавать операторов подвижной связи <...> существенными».

В официальном отзыве отражены предложения, которые Минкомсвязи внесло по поручению правительства, заявила вчера пресс-секретарь министерства Елена Лашкина. А Федеральная антимонопольная служба согласовала текст отзыва еще в конце 2008 г., уточнил замначальника ее управления Дмитрий Рутенберг.

Коробов узнал об отрицательном отзыве правительства от корреспондента «Ведомостей». При таком повороте провести законопроект будет трудно, признал он. «Буду переубеждать правительство», – обещает Коробов.

Деятельность сотовых операторов уже косвенно регулируется: государство устанавливает тарифы, по которым компании рассчитываются с фиксированными операторами-монополистами, напоминает пресс-секретарь «Вымпелкома» Екатерина Осадчая. Правительство заняло конструктивную позицию, согласна директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская: мобильная связь – практически единственная отрасль, где стоимость услуг не растет, и регулировать ее излишне. О том же говорит пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Зверева. Представители всех трех операторов заверяют: даже в условиях обесценения рубля их компании не планируют повышать тарифы или переводить их в иностранную валюту.