Новинки книжных развалов


Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений

Клейтон Кристенсен, Скотт Энтони, Эрик Рот

М.: Альпина бизнес букс, 2008. 398 с.

Перед тем как открыть эту книгу, вспомните, какие компании ассоциируются с «японским экономическим чудом». Авторы книги уверяют, что это «корпорации Toyota, Sharp, Matsushita, Sony, Nippon Steel, Kobe Steel, Canon», и уточняют, что они «добились роста и добрались до таких вершин, буквально «оседлав «подрывные» инновации».

Благодаря таким инновациям, по мнению исследователей, «либо создаются новые рынки, либо перестраиваются уже существующие», в то время как традиционные «поддерживающие» инновации «ведут компании по устоявшейся траектории усовершенствований».

Тем читателям, кто будет внимательно штудировать первую часть, посвященную теории инноваций, полезно обратить внимание и на приложение, где дается краткое изложение основных понятий. Но я уверен, что поголовно все читатели, даже те, кому нет дела до теории, наверняка от корки до корки изучат вторую часть, в которой авторы приводят анализ отраслей, попутно предупреждая: инструментарий, «предлагаемый в этой книге, применим ко всему – начиная от мобильной связи и заканчивая авиаперевозками; анализируя с помощью нашей теории ту или иную отрасль, мы сможем предсказать ее будущее».

В этой части книги есть небольшой раздел с названием «Оценка макроэкономики страны: вращается ли колесо «подрывных» процессов». Именно в нем описываются экономические чудеса, дается ссылка на Кремниевую долину и появляется колесо «подрывных» процессов. Суть его авторам видится так: «компания выводит свой «подрывной» продукт на рынок и утверждается на первоначальном плацдарме; идет бурный рост; затем рост останавливается; оказывается, что компания не в состоянии реализовать никаких новых идей своими силами; руководители уходят, или другие предприниматели объединяются и получают инвестиции, чтобы сформировать новый бизнес и утвердиться на новых плацдармах».

По уверению исследователей, это «и есть ядерный микроэкономический двигатель макроэкономического роста». Чтобы он функционировал, нужны «шесть факторов, приводящих в действие колесо «подрывных» процессов». К ним относятся: рынок талантливых кадров, рынки капитала, неограниченные рынки продуктов, поддерживающая инфраструктура, яркая динамика отрасли, а также исследования и разработки.

Правда, Клейтон Кристенсен с соратниками не пишут, у кого кнопка от этого ядерного двигателя. Лишь в начале второй части они отмечают, что на стимулы, как и на возможности будущих производителей инновационных продуктов, влияют внерыночные факторы – «отраслевые стандарты, деятельность профсоюзов, культурные традиции, уровень технологических разработок, инфраструктура интеллектуальной собственности. Но самый главный внерыночный фактор – государственное регулирование».