Не бегут за миллиардом

Мустафа Киамил начал бизнес с открытия в 1990 г. кафе быстрого питания Jenny’s Burgers. Сейчас он владеет крупным дистрибутором продуктов питания JJ Food Service, выручка которого превысила 116,7 млн фунтов стерлингов

Киамилу тошно читать в газетах заметки о трудностях, с которыми сталкиваются британские компании. «Я знаю, что плохие новости хорошо продаются, но не у всех дела плохи, – говорит он, сидя за столом в довольно скромной штаб-квартире своей компании, расположенной в бизнес-парке Лондонского пригорода Энфилд, в двух шагах от трассы M25. – Возможности для бизнеса есть всегда, а сейчас настало время перемен».

У его компании JJ Food Service нет долгов, по итогам 2008 г. прибыль удвоилась и составила 8,6 млн фунтов при обороте 116,7 млн фунтов стерлингов. Компании принадлежат все здания, транспорт и оборудование, которым она пользуется. Единственное, что взято в аренду, – это копировальный аппарат. 100% акций компании принадлежит Киамилу и его жене, которая участия в управлении компанией не принимает.

Впрочем, мировой экономический кризис не обошел стороной и JJ Food Service. Объем среднего заказа крупных ресторанов – основных клиентов Киамила – снизился на 10%. Но вместо того, чтобы увольнять персонал, Мустафа ищет более эффективные способы доставки консервированной фасоли и хлеба предприятиям общественного питания.

«Некоторые думают, что мы должны разориться, – говорит он. – Но мы получаем прибыль, сокращая операционные расходы, а значит, сейчас мы получаем больше прибыли». Снижать цены на услуги без снижения качества или маржи Киамилу позволяют современные технологии, в которые он начал инвестировать собственную прибыль еще три года назад.

Сейчас каждый водитель грузовика JJ Food Service обеспечен ручным устройством вроде тех, что имеют при себе разносчики товаров в супермаркетах, которые показывают точное место расположения машины на маршруте, время доставки и количество отгруженного товара.

В результате JJ добилась значительной экономии в процессе погрузки, планирования маршрутов и доставки товаров клиентам, что позволяет компании развозить больше товара на меньшем количестве грузовиков, экономя на рабочей силе, бензине и высвобождая лишние мощности. На базе компании в колл-центре установлена сделанная на заказ телефонная система управления, распознающая восемь из 10 клиентов еще до того, как они заговорили, по телефонному номеру. Так система экономит время и позволяет сотрудникам, занимающимся продажами по телефону и получающим сдельную оплату, сконцентрироваться на приеме заказов.

Программное обеспечение для системы было разработано в самой компании под неусыпным контролем сына Киамила Рифата, страдающего дислексией и начавшего работать в компании в 15 лет. «Мы тратили 1500 часов в год, спрашивая клиентов номера их счетов», – рассказывает Рифат, добавляя, что, разрабатывая программное обеспечение внутри компании, они смогли получить именно то, что хотели (и по более низкой цене), чем если бы привлекали сторонних специалистов.

Маржа JJ Food Service – 7,4% – является лучшей в продуктовом секторе. «Мы ведем дела просто, – говорит Киамил, добавляя, что он никогда не стремился прыгнуть выше головы. – Мы хотим заработать миллиард фунтов стерлингов, но не пустимся бежать, не убедившись, что хорошо научились ходить».

Бизнесмен подчеркивает, что всегда финансировал рост за счет денег, заработанных компанией, вместо того чтобы брать в долг. «Я даже не знаю, как зовут управляющего моим банком», – шутит он.