Нечаянный дефолт

«Моторостроитель» допустил технический дефолт по облигациям второго выпуска. Но уже сегодня компания может выкупить почти 99% бумаг за счет кредита ВТБ

Через два месяца. 800

млн руб. потребуется 19 марта «Моторостроителю» для исполнения обязательной оферты по облигациям 1-й серии

ОАО «Моторостроитель»

Производитель авиадвигателей. Акционеры: РФФИ (50,67%), ОАО «Национальный космический банк» (29,98%, основной акционер – группа «Каскол»), «Оборонпром» (12,27%). Финансовые показатели (РСБУ, 9 месяцев 2008 г.): Выручка – 1,795 млрд руб., Убыток – 125,715 млн руб.

В пятницу предприятие не выкупило предъявленные к оферте бумаги на 986,115 млн руб., сообщил вчера эмитент – «Моторостроитель-финанс» («дочка» «Моторостроителя»). Трехлетние облигации на 1 млрд руб. были размещены на ММВБ 14 июня 2007 г. с доходностью 10% годовых. Организаторы размещения – ИГ «Капиталъ» и Фондсервисбанк.

Но уже к вечеру компания получила кредит на погашение оферты от ВТБ, сообщили «Ведомостям» два источника в «Оборонпроме» (акционер «Моторостроителя»). Представитель «Оборонпрома» Илья Якушев не назвал банк, но подтвердил факт получения займа. В пресс-службе ВТБ отказались от официальных комментариев, но факт выдачи кредита подтвердил источник в банке. Точную сумму кредита собеседники «Ведомостей» не называют. Источник в «Оборонпроме» говорит, что инвесторам деньги перечислят уже сегодня. Представитель платежного агента по займу – банка «Зенит» от комментариев отказался.

Держателей облигаций представители «Моторостроителя» и организаторов размещения – ИГ «Капиталъ» и Фондсервисбанка – не называют. Главный экономист УК «Финам менеджмент» Александр Осин полагает, что бумаги предприятия, которое вскоре должно войти в государственный двигателестроительный холдинг, могли скупить госструктуры.

По словам управляющего активами ФК «Открытие» Дмитрия Космодемьянского, в декабре 2008 г. «Моторостроитель» снизил купонную ставку по облигациям с 10% до 0,1%. Это послужило сигналом для инвестора, что компания готова выкупить облигации в полном объеме, говорит аналитик.

Космодемьянский предполагает, что договоренность с ВТБ была у предприятия уже в декабре, а технический дефолт допустили «нечаянно» – из-за организационных проволочек. У «Моторостроителя» очень высокое для отрасли соотношение долга к EBITDA – 7,8 у предприятия, т. е. самостоятельно предприятие расплатиться не смогло бы, говорит он. Накануне оферты доходность облигаций достигла 660,5% годовых, что также свидетельствует о высоком риске дефолта и банкротства, добавляет Осин.

Сейчас удачный момент для рефинансирования задолженности по облигациям, отмечает Осин. С учетом долговой нагрузки кредит в ВТБ «Моторостроитель» мог получить под 20% годовых. А вот дальнейший рост доходности облигаций из-за падения рубля неизбежен, и уже сейчас к лету она составила бы не 10%, а 18% годовых.