Триумф ненадолго отложен

Анна Нетребко вернулась на сцену после декретного отпуска и спела в Мариинском театре – но узнать ее было трудно

Нетребко выбрала для возвращения «Лючию ди Ламмермур» Гаэтано Доницетти. Спектакль, закупленный в Шотландской опере специально для бенефиса примадонны, оказался до изумления убог и нелеп. Хористы стояли как пни и пели невнятно. Дирижер – американка Кери-Линн Уилсон – брала жутко замедленные темпы, оркестр играл кто в лес, кто по дрова, солисты пели с натугой.

Предполагалось, что Анна Нетребко станет центром этого мутного зрелища. Но задорную краснодарскую девушку, певшую всегда звонко, весело, инструментально точно – просто поразительно, как гибок и светел был ее голос еще в прошлом июне, когда она блистательно исполняла партию Джульетты в опере Беллини «Монтекки и Капулетти», – словно подменили. Куда подевалась идеальная ровность звуковедения? Хрустальный тембр? Пластичность и живость голоса, непосредственность сценического поведения? Нетребко пела безо всякого воодушевления, словно отбывая урок. На фоне партнеров – Алексея Маркова (Лорд Генри Эштон) и Сергея Семишкура (Эдгар) – она смотрелась и звучала выигрышно, но тембр было просто не узнать. Он стал другим – более грубым, приземленным, да и чистота интонации временами оставляла желать лучшего.

Не украшали примадонну ни кошмарные рыжие косы, свисавшие до пупа, ни бесформенные хламиды, скрывавшие погрузневшую фигуру. Нетребко пыталась петь с чувством, но даже в сногсшибательно эффектной арии в третьем акте все было буднично. Возвращение получилось не триумфальным, а формальным. Остается надеяться, что к возвращению на мировую оперную сцену, запланированному на 26 января в Metropolitan Opera, Нетребко удастся вернуть былую форму.