Цифра недели: 35,1 руб./$


Направление главного удара при составлении прогноза социально-экономического развития страны на 2009 г. сменилось кардинально. В конце прошлого года чиновники Минэкономразвития бились не за курс, а за нефть. Стоимость энергоносителей – основополагающий параметр прогноза, напрямую формирует доходную базу бюджета. Минэкономразвития посчитало варианты снижения цены на нефть на любой вкус – 60, 40, 35, 20, 10 – и на каждую величину навешивало сразу несколько сценариев развития событий.

В итоге цену на нефть выбрали механически: вывели среднюю величину между оптимистическим ($50 за баррель) и пессимистическим ($32 за баррель) сценариями Минэкономразвития. На первом настаивала министр экономразвития Эльвира Набиуллина, на втором – министр финансов Алексей Кудрин. Компромисса удалось достигнуть нехитрым путем сложения и деления на уровне средней школы: (50 + 32) : 2 = 41. Вот и славно, вот и договорились.

Теперь настали другие времена: бьемся не за нефть, а за курс. «Цена на нефть – внешняя величина, мы лишь можем выбрать наиболее вероятную цифру, – признается чиновник, считающий прогноз. – Валютный курс и инфляция – параметры хоть и зависящие от цены нефти, но все-таки контролируемые».

Сейчас ЦБ и правительство переживают исторический момент – выбор равновесного уровня рубля. Вроде бы цена на нефть и валютный курс находятся в прямой зависимости: чем первая выше, тем вторая ниже, и наоборот. «Но можно и похулиганить», – шутит чиновник аппарата правительства. Курс может быть один, а внутригодовая динамика – разная. Руководство страны – правительство и ЦБ должны договориться о философии валютного курса: все-таки поддерживать или раскачивать, карать спекулянтов или заботиться о пугливом населении. В этом вся интрига.

На этой неделе Набиуллина неуверенно, с оговорками озвучила курс рубля к доллару – 35,1, а не 30,8–31,8, как думало ее министерство еще месяц назад. Если месяц назад курс считали, исходя из оценок доллара к евро в размере 1,3, то теперь поменяли эту зависимость на 1,4, но заложили большее, чем раньше, снижение импорта. Управляемая арифметика.

Ждем реакции ЦБ, рассказывает чиновник Минэкономразвития. Остается вероятность, что Банк России выдвинет свои возражения. Ведь предложенная Минэкономразвития цифра должна для ЦБ стать ориентиром в выработке своей стратегии и коррекции денежно-кредитной политики. У ЦБ есть неделя, чтобы отреагировать. В нынешнем прогнозе линейность не заложена, ее внесут после переговоров с ЦБ.