Новая программа для поисковика

Для руководителя компании, переживающей финансовые трудности, наличие профессионального опыта не главное. Главное – умение видеть перспективу и железной рукой вести компанию через кризис. Так решили акционеры Yahoo!, назначив гендиректором 60-летнюю Кэрол Бартц
AP

Бартц, входящая в топ-50 самых влиятельных женщин-предпринимателей по версии журнала Fortune, родилась в 1948 г. в небольшом городке Виноне (штат Миннесота). С восьми лет, когда умерла ее мать, ее воспитывали бабушка и дедушка в городе Елме (штат Висконсин). Уже тогда она проявила лидерские качества, став президентом класса. В Университет Висконсина в Мэдисоне Бартц поступила, чтобы изучать математику. Но в 1967 г. увлеклась программированием и в 1971 г. получила диплом по компьютерным наукам. Четыре года Бартц проработала в компании 3М, но уволилась, когда ей отказали в переводе в штаб-квартиру. По ее словам, объяснение было кратким: «Это работа не для женщины».

Бартц перешла в Digital Equipment Corp, а в 1983 г. – в Sun Microsystems, где за год выросла от менеджера по маркетингу до вице-президента по маркетингу. В 1990 г. ее назначили вице-президентом Sun по международным операциям. В ее подчинении было 6000 сотрудников. Она становится самой высокооплачиваемой женщиной-руководителем в IT. В 1992 г. она соглашается занять должности президента и гендиректора расположенной в районе залива Сан-Франциско компании Autodesk. Примерно в это время у нее диагностируют рак молочной железы. Но ей хватает четырех недель отпуска, чтобы подвергнуться мастэктомии и вернуться к работе, влив в компанию новые силы – она провела массовые увольнения среди топ-менеджеров, сформировав новую команду.

За 14 лет пребывания Бартц у руля Autodesk многие конкуренты, появившиеся еще в доинтернетовскую эпоху, разорились или стали объектом поглощения, а дела Autodesk шли в гору: в начале 1990-х выручка компании была меньше $300 млн, а в 2006 г., когда Бартц пересела в кресло первого исполнительного председателя ее совета директоров, – $1,5 млрд.

Бартц любит упоминать, что Autodesk – старейшая после Microsoft софтверная фирма, разрабатывающая программы для РС. Коллеги Бартц отмечают, что она вывела Autodesk на новый уровень профессионализма и привила культуру быстрого исполнения проектов. Как раз этого не хватает Yahoo!, известной долгой разработкой новых продуктов. Бартц характеризуют как жесткого руководителя, способного работать по 18 часов в день. «Стиль ее руководства будет очень тихим, но решительным и жестким», – считает аналитик Sanford C. Bernstein Джефф Линдси.

Бартц дважды была замужем, у нее взрослая дочь. Она страстный садовник и любитель гольфа. Теперь времени на увлечения у нее будет меньше. Соглашаясь занять кресло гендиректора Yahoo!, Бартц знала, что перед ней огромный фронт работ. Только в США у Yahoo! 146 млн уникальных пользователей в месяц, но компания столкнулась с замедлением продаж интернет-рекламы, на рынке которой занимает 20,4% (данные ComScore). Ее предшественник Джерри Янг ушел с поста в том числе из-за того, что не смог договориться о показах на сайтах Yahoo! рекламы, проданной в системе Google. Его обвиняли и в том, что компания упустила возможности купить быстро растущие сервисы вроде социальных сетей. Прибыль Yahoo!, по данным Bloomberg, падала на протяжении 10 из 11 последних кварталов. В течение 2008 г. акции Yahoo! подешевели на 48%.

Сама Бартц охарактеризовала Yahoo! как компанию с «гигантскими активами, которые, честно говоря, требуют не так уж много сил на управление». Работникам Yahoo! может понравиться то, что Бартц всегда удавалось держать Microsoft на расстоянии пушечного выстрела от Autodesk: сама Yahoo! в прошлом году отвергла предложение Microsoft о поглощении. Бартц пока отказывается комментировать, продолжит она переговоры с Microsoft, попытается заключить альянс с другой компанией (например, AOL) или же продаст ряд подразделений.

«Бартц явно не хватает профессионального опыта в интернет-бизнесе и онлайн-рекламе», – предупреждает аналитик S&P Скотт Кесслер. Действительно, Бартц гораздо больше знает о программном обеспечении для РС, нежели о веб-сервисах, и привыкла вести переговоры скорее с продавцами ПО, чем с рекламодателями. Кроме того, Бартц никогда не управляла бизнесом такого масштаба. Autodesk вдвое меньше Yahoo!, ее выручка за 2007 финансовый год составила $2,2 млрд против $6,97 млрд Yahoo!. Но сейчас гораздо больше востребованы бойцовские качества Бартц. Она известна своей прямотой. «Никогда не надо было гадать, что она думает о твоей идее», – говорит бывший менеджер по развитию бизнеса Autodesk Нилофер Мерчант. Бартц не боится и крепких словечек. Мерчант вспоминает, как в 6.50 утра, едва приехав на работу, он получил звонок от Бартц: «Что за ... ерундовина случилась со [счетом] General Motors вчера?» Вопрос не был в компетенции Мерчанта, но, как он пишет в своем блоге, он приложил все усилия, чтобы решить проблему.