Сели на диету

Во время экономического спада начинающим предпринимателям приходится экономить на всем

Каждый день Ticket-Stumbler.com прочесывает интернет в поисках лучших предложений о продаже билетов на концерты и спортивные соревнования через вторые руки на сумму приблизительно $1 млрд. Но если вы спросите Дэна Хоберта, одного из основателей сайта, о том, какие суммы беспокоят лично его как предпринимателя и менеджера, он назовет различные двух-, трех- и четырехзначные цифры.

Например, арендная плата – $1350 в месяц за трехкомнатную квартиру в пригороде Бостона, где он живет и которая служит штаб-квартирой TicketStumbler. Затем он называет среднюю сумму сделки на вторичном рынке продажи билетов – между $300 и $450, – с которой он получает свои скромные комиссионные. И, наконец, счет за мобильный телефон. Чтобы сэкономить, он отвечает, а затем перезванивает, пользуясь номером с безлимитным тарифом на междугородную связь провайдера IP-телефонии Vonage за $14 в месяц.

«Люди переплачивают за множество вещей», – говорит 24-летний Хоберт, с гордостью рассказывая, что большая часть офисной мебели была куплена по объявлениям на портале Craigslist. Для Хоберта и его партнера по бизнесу, 24-летнего Тома Дэвиса, это означало, что они смогут остаться на Восточном побережье США.

В мае Хоберт и Дэвис победили в конкурсе и смогли вместе с 20 другими группами принять участие в учебном лагере Y Combinator, который проводится попеременно в Кембридже, штат Массачусетс, и Маунтин-Вью, штат Калифорния. Цель организаторов лагеря – помочь молодым компаниям перейти от концепции к бизнесу. Предложение также включало $15 000 начального финансирования.

Многие выпускники Y Combinator по окончании трехмесячной программы обосновываются в районе Сан-Франциско. К августу сайт TicketStumbler уже получал небольшую прибыль – достаточную, чтобы вносить арендную плату, оплачивать серверы, питание и «какую-то паршивую страховку», рассказал Хоберт. Вместо того чтобы гоняться за инвесторами, Хоберт и Дэвис решили остаться в Массачусетсе, где низкая арендная плата позволяла им поддерживать компанию в безубыточном состоянии. «Если мы остаемся в Бостоне, у нас есть прибыль, – говорит Хоберт. – Если переезжаем в Сан-Франциско, у нас нет прибыли, и мы вынуждены брать деньги в долг».

Джефф Морин, еще один выпускник Y Combinator, пришел к такому же выводу. Проведя два месяца в Сан-Франциско, где он пытался рекламировать сайт Anyvite.com, онлайновую службу организации мероприятий, он решил перебраться в Мэриленд, где живет его 26-летний брат Дэн, второй основатель компании.

«Сейчас у нас есть продукт, но нет выручки, – говорит 24-летний Морин. – Плохая ситуация». В Сан-Франциско даже на комнату в квартире в подвальном этаже уходило слишком много денег, сетует он. «До прохождения курса в Y Combinator у нас с Дэном были разные взгляды на расходы, – рассказывает Морин. – Я легко тратил деньги, Дэн был более экономным». Теперь уже оба брата уделяют больше внимания поиску путей сокращения ненужных расходов.