Правозащитное государство

Россия направила в ООН национальный доклад о правах человека. Документ получился «благодушный и уязвимый», констатируют правозащитники
В.Баранов

Доклад России будет обсуждаться 4 февраля и войдет в периодический обзор ООН о состоянии гражданских прав и свобод в разных государствах. В конце прошлой недели министр юстиции Александр Коновалов (его ведомство координировало работу над документом) сообщил, что доклад уже отправлен.

«Ведомостям» удалось познакомится с версией документа, которая рассылалась общественным организациям для ознакомления. Произведя подробный обзор законодательных норм, которые призваны обеспечить защиту прав и свобод человека в России, авторы напоминают, что в стране есть уполномоченный по правам человека, а для малоимущих создана система бесплатных юридических бюро.

Граждане способны обжаловать в судах действия любых должностных лиц: в 2007 г. суды рассмотрели 47 000 таких жалоб. Удовлетворены около 60% жалоб на действия должностных лиц и до 70% – на решения органов власти.

Государство поощряет создание общественных объединений: зарегистрировано более 217 000 НКО, действуют 248 филиалов международных и иностранных организаций. Партии за короткий срок прошли эволюцию «от многочисленных и достаточно слабых до нескольких крупных и влиятельных». А выборы 2007–2008 гг. «подтвердили уверенное и последовательное становление новой российской демократической системы». Есть свобода собраний: установлен уведомительный порядок их организации.

Противодействию экстремизму посвящен раздел в главе «Достижения в обеспечении прав человека»: совершенствуется антиэкстремистское законодательство. Гарантируется свобода СМИ: цензура запрещена, а гражданам гарантировано право на бесплатное обращение в государственные органы, в том числе и с критикой. Право частной собственности охраняется законом.

Численность заключенных в России снизилась по сравнению с серединой 2000 г. (период максимальных показателей) на 200 000 человек, а по числу заключенных на 100 000 населения Россия переместилась с 1-го на 2-е место в мире. Осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания: в учреждениях ФСИН функционируют 464 храма. Осужденным беременным устанавливаются повышенные нормы питания.

Но остаются и проблемы: с воспитанием молодежи, здоровьем нации, пенсионным обеспечением.

«Доклад очень благодушен и не отражает текущей ситуации: права, зафиксированные в законе, не равны правам, которыми обладает человек на практике», – констатирует директор Московского бюро по правам человека и член Общественной палаты Александр Брод. Он отмечает, что в таком виде документ уязвим даже для самой благожелательной критики. Общеизвестно, что судебная власть не является независимой, отмечает Брод: де-факто она подчинена исполнительной власти и на роль правозащитника не годится. А реализация права на проведение публичных мероприятий встречает ожесточенное сопротивление властей. По словам председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, стремление государства усилить контроль над НКО привело к тому, что некоммерческие организации все больше уходят в тень (не регистрируются), а преследования предпринимателей приобрели массовый характер.