Законная пробка

Принятие проекта о создании госкомпании «Автодор», которая должна была собрать для дорожной отрасли почти 13 трлн руб., откладывается. ФАС и Минфин просят депутатов уточнить правила работы госкомпании
М.Стулов

О том, что законопроект будет перевнесен в Госдуму, рассказал председатель комитета Госдумы по строительству Мартин Шаккум (один из депутатов, внесших законопроект в конце декабря). Нужно уточнить правовую форму госкомпании, правила изъятия, резервирования и распоряжения земельными участками, использования бюджетных средств, проведения конкурсов на строительные работы, объясняет он. Механизм работы госкомпании неясен, сетует председатель комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев, а ее создание особенно важно в период кризиса, так как позволит привлечь допсредства в автодорожную отрасль.

По проекту предполагалось, что госкомпания будет создана в форме некоммерческой организации (НКО) и получит в бессрочное доверительное управление новые платные дороги и часть действующих перегруженных федеральных трасс. «Автодор» должен обеспечивать взимание платы за проезд и провоз крупногабаритных грузов, заключать сделки по передаче дорог во временное пользование частным операторам и контракты на выполнение строительных, проектировочных и ремонтных работ.

За 30 лет, по расчетам замминистра транспорта Александра Мишарина, госкомпании предстоит заработать 12,6 трлн руб., которые будут потрачены в первую очередь на ремонт перегруженных трасс (см. врез).

Серьезные замечания к проекту есть у ведомств. ФАС не устраивает, что для госкомпании устанавливается особый порядок проведения госзакупок. Это может привести к росту коррупции и неэффективному расходованию средств, пишет ФАС (копия заключения есть у «Ведомостей»). Например, проект разрешал госкомпании устанавливать дополнительные требования к участникам торгов.

Не поддерживает поправки в закон о госзакупках, касающиеся «Автодора», и Минфин. Нельзя устанавливать специальные исключения из общей процедуры для отдельной госкомпании, пишет Минфин (копия отзыва есть у «Ведомостей»).

Сегодня пройдет межведомственное совещание, на котором профильные ведомства обсудят, как устранить противоречия закону о госзакупках, после этого можно будет говорить о перевнесении документа в Госдуму, отмечает представитель Минфина. По его словам, в законопроекте есть противоречия Гражданскому и Земельному кодексам.

Шаккум обещает перевнести законопроект в первой половине февраля. В условиях кризиса инфраструктурные проекты – один из основных элементов поддержания экономики, говорит руководитель дирекции инвестиционных проектов и программ УК «Лидер» Сергей Кербер.