Новинки книжных развалов


Дракон у ворот

Мин Цзен и Питер Дж. Вильямсон

М.: Вершина, 2009. 232 с.

Профессора Мин Цзен и Питер Вильямсон написали хорошую книгу о плохом конце западной экономики. Написали со знанием дела, людей – предпринимателей из Поднебесной и фактов, малознакомых читателю, ведь изучают они китайский бизнес почти четверть века.

В основе исследования лежит знакомая каждому менеджеру классическая кривая опыта, ведущего к максимальному снижению расходов. «Драконы применяют эту модель для снижения затрат буквально на всем, что делают, от научно-исследовательских и конструкторских работ до индивидуализации продукции, – пишут профессора. – Они предлагают высокую технологию по низкой цене, разнообразие и индивидуализацию продукции по низкой цене и специализированные изделия по столь же низкой цене, как товары массового рынка». В результате «драконы смогли составить стоимостной клин, с помощью которого и взломали глобальные рынки».

На страницах книги мировые рынки действительно трещат по швам, а китайские драконы, ставшие главными конкурентами транснациональных компаний, лопают европейцев: несколько лет назад «молодая китайская компания SGSB Group приобрела основанную в 1867 г. германскую компанию Duerkopp Adler, третьего в мире производителя промышленных швейных машин», а производитель пианино Pearl River смог «купить права на Ritmüller – германский бренд, созданный еще в 1785 г.»; драконы бьют лидеров рынков своими инновациями – например, компания Haier проломила рынок бытовой техники телевизором «Царевна-лягушка», где «огромные глаза одновременно служили ночником», вставив туда устройство, позволяющее «родителям регулировать допустимое время просмотра программ от одного до четырех часов», а детям – «играть в развивающие игры».

Проникая на новые рынки, драконы закрепляются на них надолго. Десять лет назад председатель компании Huawei Жень Чженфэй говорил одному из колеблющихся сотрудников: «Если наступит день, когда российский рынок оживет, а нашей компании на нем не будет, вы с досады выпрыгнете из окна этого здания!», а «сегодня Huawei владеет более чем 50% российского рынка оборудования для широкополосной связи».

Мин Цзен и Вильямсон подробно описали китайскую модель бизнеса и различные ее вариации. Она, судя по фактам, позволяет постоянно воспроизводить миллионеров. Например, из компании Yuandong Group, основанной в 1990 г. «Чжан Цзыпэем при начальном капитале всего в $225 000», сегодня, «как любит напоминать гостям Чжан», вышли сто миллионеров «женьминьби» (те, кто заработал эквивалент $125 000), а 10 человек получили по $1,25 млн.

А может быть, все дело не в бизнесе, а в философии? Например, правило 23 «Основного закона Huawei» гласит, что компания, которая «будет неуклонно руководствоваться принципом «давления на места наименьшего сопротивления», сосредоточившись на ключевых факторах успеха и на избранных стратегически важных сегментах, привлечет намного большие ресурсы, чем конкуренты». Кстати, любопытно было бы узнать о миссиях компаний, обласканных российским правительством. Есть ли в первой сотне хоть одна со схожей философией?