Без докторской колбасы

Конец января озарил фейерверк сразу нескольких литературных премий. Названы лучший рассказ, лучшие повести и лучшие поэты прошлого года

В шорт-лист премии Ивана Петровича Белкина, присуждаемой за лучшую повесть года, вошло шесть текстов. Это автобиографичный «прощальный монолог» «Медный закат» Леонида Зорина, документальная повесть в письмах Татьяны Марьиной «Надежда умирает последней», сердитое повествование Марины Палей о красоте женской украинской души и убожестве души мужской и голландской «Рая & Аад». А также, похоже, правдивая «библейская» история одного бравого танкиста «Про Иону», рассказанная Маргаритой Хемлин, и сатира Сергея Юрского «Выпавший из круга» о богаче, пожелавшем за деньги освободиться от грехов.

Самой любопытной из всех, впрочем, кажется повесть Игоря Фролова «Ничья». История сражения двух военных летчиков за прекрасную даму овеяна свежестью ночных полетов, мягкой философичностью Экзюпери и сдержанным лиризмом Ремарка. Игр с литературой здесь в избытке, но они ничуть не навязчивы, в целом повесть оставляет ощущение простора, мудрости, а главное – подлинности.

Любопытно, что из шести три повести открыто документальны, очевидно, именно в документализме многие сегодняшние авторы и видят источник повествовательной силы.

На другую тенденцию указал один из членов жюри (в которое вошли также Игорь Виноградов, Александр Гаврилов, Елена Фанайлова и Владимир Шаров), издатель Борис Н. Пастернак: «Если повесть опубликована в толстом журнале – это гарантия качества. Толстожурнальная редактура выводит вещь на другой уровень». И, процитировав шутку одного из авторов лонг-листа «у нас предпочитают есть устрицы, а читать докторскую колбасу», заметил, что «докторской колбасы» – прозы низкого качества – среди выдвинутых на премию текстов не было.

Лауреатом не менее толстожурнальной в генезисе премии имени Юрия Казакова стала Ольга Славникова. Ее ироничная новелла о потомках создателей русского паровоза братьях Черепановых, «Сестры Черепановы», была признана лучшим рассказом года. Едва веришь, что эта веселая и отчаянная сказка о русском безнадежье, окликающая лесковского «Левшу», написана по заказу, для журнала «Саквояж»: ни капли вымученности в ней нет. На пользу рассказу и то, что метафорическое кружево, неизменно украшающее романную прозу Славниковой, здесь почти полностью срезано.

Одновременно с Ольгой Славниковой чествовали и трех лауреатов поэтической премии Anthologia – поэтов Михаила Айзенберга, Сергея Гандлевского и Бориса Херсонского. Новый литературный год стартовал и разнообразно, и бурно.