Экспорт спасет


Рустам Тарико, владелец группы «Русский стандарт», намерен в 2009 г. инвестировать около $100 млн в дистрибуцию и маркетинг одноименной водки за рубежом. Об этом он сообщил в интервью агентству Bloomberg в Давосе. Из-за финансового кризиса некоторые российские партнеры «Русского стандарта» оказались неплатежеспособными и рост продаж компании составил всего 10% по сравнению с 30–40%-ным ростом в последние годы, говорит Тарико. По оценке директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, дебиторская задолженность магазинов и дистрибуторов производителям алкоголя достигла $4–5 млрд. В 2008 г. «Русский стандарт» поставлялся в 60 стран, общий объем продаж достиг 1,89 млн дал (с учетом России), в 2007 г. – 1,71 млн дал, в 2006 г. – 1,26 млн дал. В 2009 г. «Русский стандарт» будет выведен также на рынки Канады, Бразилии, Индонезии, Бенилюкса, Новой Зеландии, Португалии, Малайзии и Филиппин. За счет активного экспорта Тарико планирует вернуть темп роста продаж на докризисный уровень – 30–50%. По словам Дробиза, «Русский стандарт» уже в 2008 г. переориентировал бизнес на экспортные рынки: доля экспорта от общих продаж выросла с 28% в 2007 г. до 43% в 2008 г. Дробиз считает, что Тарико поможет мода на водку, которую сейчас возрождают американские и европейские производители. «Финансовый кризис сказался на всех мировых рынках. И в США, втором после России рынке алкоголя, сейчас потребители предпочитают польскую водку по $10», – возражает Станислав Кауфман, вице-президент по маркетингу компании «Винэксим». Поэтому значительно увеличить продажи премиальной водки «Русский стандарт» на зарубежных рынках в 2009 г. будет сложно, считает он.