Доступный кредит по-американски

Новая администрация президента США собирается выкупать у банков безнадежные активы и гарантировать остальные. Это может потребовать еще $2 трлн

Вскоре министр финансов Тимоти Гайтнер представит новую стратегию восстановления финансовой системы, благодаря которой кредит снова станет доступен бизнесу и семьям, – заявил президент США Барак Обама в субботу в еженедельном радиообращении. – Мы поможем снизить ипотечные выплаты и увеличим кредитование малого бизнеса, чтобы [этот сектор] создавал новые рабочие места». По данным FT, об этом должно быть объявлено в ближайшие две недели.

Новая администрация президента США обещает «всеобъемлющий» план борьбы с финансовым кризисом в противоположность спасению отдельных банков, которым занимался минфин США под руководством Генри Полсона.

Тем не менее в новом пакете мер ключевым остается вопрос о том, как правительство будет помогать банкам расчищать балансы от обесценившихся активов. У многих подобных инструментов по-прежнему нет рынка, поэтому правительство оказывается перед дилеммой: если их переоценить, пострадают налогоплательщики, а если покупать по заниженной цене, банкам придется фиксировать новые убытки, а правительству – выделять средства на их капитализацию.

Обсуждается возможность создания под управлением Федеральной корпорации страхования депозитов «плохого банка»: он будет аккумулировать активы, стоимость которых уже радикально списана самими банками. Это должно сдержать обесценивание не столь безнадежных классов активов.

Остающиеся на банковских балансах инструменты, рискующие попасть в разряд проблемных – ипотечные кредиты, инструменты с ипотечным обеспечением и другие долговые инструменты, которые банки будут держать до срока погашения, – получат правительственные гарантии. Поскольку банки избавляться от подобных активов не намерены, их стоимость оценена достаточно высоко. Подобные гарантии уже есть у Citigroup и Bank of America.

Правительство также готово субсидировать программы, помогающие снизить ежемесячные платежи для ипотечных заемщиков, которые не в состоянии обслуживать кредиты, а также программы, предусматривающие списание части ипотечного долга, если сумма невыплаченного кредита превышает стоимость залогового жилья.

Правда, за эту помощь Уолл-стрит придется платить, в первую очередь бонусами банкиров. «Мы позаботимся о том, чтобы гендиректора не опустошали фонды, которые предназначены для восстановления [сектора]», – заявил Обама. На прошлой неделе, когда стало известно, что в 2008 г. Уолл-стрит потратил на вознаграждения $18,4 млрд (минус 44% по сравнению с 2007 г.), Обама назвал это «верхом безответственности», а сами цифры «скандальными». «У них еще будет время получать прибыль и время начислять бонусы, – заявил президент США, – сейчас время не то».

Сенатор от штата Миссури Клер Маккаскил предлагает законодательно ограничить вознаграждение банкиров Уолл-стрит. По ее мнению, компенсации в банках, получающих помощь от государства, не могут превышать вознаграждение президента США, которое без учета бонусов составляет $400 000 в год. Между тем гендиректор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн в 2007 г. заработал $69 млн, а в 2006 г. – $54 млн. Профессор юриспруденции Йельского университета Джонатан Мейси методы начисления бонусов называет «коррумпированными», поскольку в них закладывались ожидания, а не результаты работы топ-менеджера.

Для помощи финансовому сектору правительство уже располагает $350 млрд – второй половиной средств, выделенных конгрессом осенью в рамках «плана Полсона», а на выкуп проблемных банковских активов «плохой банк» может получить от государства до $2 трлн.