Точка невозврата денег

Президиуму Высшего арбитражного суда (ВАС) предстоит разъяснить, с какого момента начинается отсчет трехлетнего срока на подачу заявления о возврате излишне уплаченного налога

Прецедентное решение президиума ВАС может быть вынесено в конце февраля по спору «Таттелекома» и татарстанской инспекции № 16, отказавшейся в марте 2007 г. вернуть компании переплату по налогу на имущество за 2003 г. (854 313 руб.). Налоговики признали, что «Таттелеком» переплатил бюджету, но утверждали, что истек трехлетний срок давности, точкой отсчета которого они считали дату подачи первоначальной декларации – февраль 2004 г.

Компания оспорила отказ в суде. Переплата налогов была обнаружена после аудиторской проверки, объясняет начальник правового управления «Таттелекома» Олег Сафин. Первая и апелляционные инстанции признали решение инспекции незаконным, но Федеральный арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО) принял сторону налоговиков. О нарушении права на возврат налогов компания узнала в момент подачи первой декларации, а значит, три года уже истекли, решила кассация.

В 2001 г. Конституционный суд (КС) указал, что срок давности действительно отсчитывается с даты, когда компания или гражданин узнали или должны были узнать о нарушении их прав, объясняет партнер «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов, а ВАС в 2006 г. уточнил, что с момента, когда компания обнаружила переплату по налогам. Но ни КС, ни ВАС не разъяснили, как определить этот момент, добавляет Шаповалов. Налоговики, как правило, отсчитывают срок давности с даты подачи первой декларации, рассказывает он, а суды – обычно с момента подписания акта сверки между компанией и инспекцией, а иногда – с даты отказа в возврате налога.

«Тройка» судей ВАС, вынесшая определение (копия есть у «Ведомостей») о передаче дела «Таттелекома» в президиум, указала на разнородность практики, но так и не смогла установить, что является точкой отсчета срока давности. Президиум (его заседание состоится 25 февраля) внесет ясность в эти споры, надеется замдиректора судебного департамента «ТНК-ВР менеджмента» Эдуард Годзданкер: ограничения по сроку возврата налогов нужны, но отсчитывать срок с момента подачи первой декларации нельзя. Точкой отсчета может быть итог аудиторской проверки или подписание акта сверки, считает Годзданкер. Президиум может перечислить документы, на основе которых компания в состоянии определить, что переплатила в бюджет налоги, уверена Галина Акчурина из «ФБК-право».