Собиратель валюты

На впавший в кому рынок публичного долга выходит суперзаемщик: Внешэкономбанк рассчитывает в феврале выпустить валютные облигации. Спрос обеспечен минимум на $5 млрд, а может быть, и в четыре раза больше – банкам некуда девать валюту
Из рук Владимира Дмитриева банки получат хотя бы какой-то доход в валюте/ Д. Гришкин

Внешэкономбанк

Государственная корпорация, выполняет функции банка развития и агента правительства по управлению внешним долгом, а также пенсионными накоплениями Финансовые показатели (на начало 2008 г.): Валюта баланса – 545 млрд руб., Капитал – 205 млрд руб.

Документы для регистрации выпуска облигаций Внешэкономбанка (ВЭБ) прошли согласование в правительстве, проспект эмиссии находится на регистрации в Федеральной службе по финансовым рынкам, сообщил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев.

Точный объем размещения и условия выпуска Дмитриев пообещал сообщить позже. Однако он не сомневается, что удастся разместить бумаг минимум на $5 млрд: эти инструменты прежде всего предназначены для банков, которые скопили валюты более чем на $20 млрд.

Центробанк начал принимать от банков валюту на собственные счета.

Нашел Дмитриев и другое применение накопленной банками валюте: он предложил компаниям, желающим рефинансировать внешний долг, обращаться не в ВЭБ, а в коммерческие банки. И только если они не смогут помочь компании (например, из-за величины запрашиваемого кредита), то тогда уже обращаться в ВЭБ.

А первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что не израсходованные ВЭБом средства, изначально предназначавшиеся для рефинансирования (ЦБ должен был выделить $50 млрд, остались неизрасходованными чуть менее $40 млрд), пойдут на другие антикризисные меры.

Частью привлеченных за счет валютных облигаций ресурсов ВЭБ планирует расплатиться с ЦБ. А остальные пойдут на финансирование проектов ВЭБа, причем инфраструктурных, а не антикризисных, уверяет представитель банка.

На эту неделю планировалось заседание наблюдательного совета ВЭБа, рассказал источник, близкий к совету. На нем не собирались рассматривать заявки на рефинансирование – в повестку включены несколько инфраструктурных проектов, который ВЭБ намерен финансировать. «Это принципиальный разворот в деятельности ВЭБа, он возобновляет исполнение прямых функций, а не полное сосредоточение на антикризисной поддержке», – радуется чиновник правительства.

Новые облигации будут первыми квазисуверенными бондами, номинированными в валюте и обращающимися внутри страны, обращает внимание главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик: спрос на них будет, но не ажиотажный: инструмент для инвесторов незнакомый, да и от конъюнктуры рынка много зависит, поэтому он не станет российским аналогом американских казначейских бумаг.

Лучше хоть какой-то доход по валюте, чем практически бесплатное размещение средств в ЦБ, признается один из банкиров.

Если эти бумаги попадут на вторичный рынок, то они смогут заинтересовать и иностранных инвесторов, полагает аналитик «Ренессанс капитала» Николай Подгузов, еще одно преимущество – ЦБ наверняка будет принимать облигации ВЭБа с минимальным дисконтом в залог при кредитовании банков.

Облигации ВЭБа будут выпущены максимально быстро, чтобы снять напряжение с валютного рынка, говорит один из чиновников.

На регистрацию выпуска ФСФР отводится 30 дней. Представитель службы от комментариев отказался.

Рынку нужны такие инструменты, это движение в правильном направлении, считает сенатор Дмитрий Ананьев, однако и конъюнктура, и страновой риск очень сильно влияют на интерес к этим бумагам.

ВЭБ ориентируется на доходность LIBOR + 1% годовых по своим бумагам, рассказывает один из чиновников.

ВЭБ предлагает немного, ведь ставка трехмесячного LIBOR сейчас 1,23%, рассуждает Подгузов: например, оставшийся еще на рынке выпуск облигаций внутреннего государственного валютного займа торгуется по цене 97% от номинала с доходностью 3%.

Суверенные еврооблигации России торгуются на уровне 5–9%, а американские казначейские бумаги – на уровне 1–3%, так что иностранцам выгоднее будет купить евробонды России, говорит аналитик Банка Москвы Егор Федоров.

Вслед за бумагами, ориентированными на внутренний рынок, последует выпуск евронот ВЭБа, рассказывал недавно представитель банка. Общий объем публичного долга за три года может достичь $20 млрд, а срок обращения бумаг составит 3–5 лет, сообщил он.