Советы консультанта: Урок издалека


Крупная ритейловая компания решила использовать дистанционное обучение, дабы привить сотрудникам региональных офисов навык работы с новой информационной системой.

Купили систему дистанционного обучения, разработали красочные учебные курсы, составили графики, разослали информационные письма. Но первые результаты проекта были обескураживающими: только 50% «абитуриентов» приступили к обучению и лишь 16% полностью его завершили. Особенно контрастно эти результаты смотрелись на фоне заявлений экспертов об эффективности дистанционных методик.

Что же влияет на результат такой учебы? Важнейший фактор – это общий административный контроль над учебным процессом. Как правило, в подобных проектах учащиеся извещены о сроках обучения и несут ответственность за своевременное окончание курсов. Но этих мер недостаточно. Многие объяснят свою неуспеваемость техническими проблемами, организационными или личными сложностями. А значит, необходим оперативный контроль сродни ежедневному контролю успеваемости в школе. И желательно, чтобы ответственный менеджер-контролер не только отслеживал результаты обучения и формировал отчеты, но и дополнительно мотивировал учащихся, напоминая им о сроках обучения.

Введение оперативного контроля резко увеличивает результативность. В той ритейловой компании уже во втором потоке было 65% успешно завершивших курс, позже результаты возросли до 85–95%. Причем сопровождение обучения не влечет за собой избыточных трудозатрат. В нашем примере решением стало закрепление за сотрудниками отдела кадров групп по 10–15 учащихся.

Тем не менее только средства контроля не являются гарантией успеваемости. Важно заинтересовать учащихся. Для этого материалы курса должны быть насыщены интерактивными заданиями, системами самопроверки и т. д. Особое внимание целесообразно уделить и тексту лекций: он не должен походить на страницы учебников, скорее должен быть подобен интересной книжке.

Разумеется, красиво, когда электронный текст сопровождается анимированными иллюстрациями, голосами профессиональных дикторов и мультимедийными элементами. Но вспомните, что учащиеся будут часами работать с материалами курсов: яркое оформление может со временем вызывать усталость глаз и закономерное раздражение.

И еще одно важное замечание: электронный контент дает прекрасную возможность учащемуся самому выбирать удобный темп работы. Видеолекции или звуковой ряд навязывают учащемуся иную, подчас некомфортную скорость обучения. Поэтому не стоит ими злоупотреблять.