Карл-Теодор цу Гуттенберг: «Ни в одном учебнике нет правильного решения», - Карл-Теодор цу Гуттенберг, министр экономики Германии

Решение федерального канцлера Германии Ангелы Меркель назначить министром экономики потомственного аристократа Карла-Теодора цу Гуттенберга вызвало шквал критики. Он молод и совершенно неопытен, негодуют политические оппоненты

Выбор Ангелой Меркель преемника ушедшему в отставку министру экономики Михаэлю Глосу всколыхнул Германию. Цу Гуттенберг стал самым молодым министром экономики за всю послевоенную историю страны. Ему всего 37. «Он вовсе не урожденный претендент на пост министра экономики Германии: его назначили только потому, что любое другое решение обернулось бы еще большими потерями для Христианско-социального союза (ХСС)», – написала про цу Гуттенберга газета Suddeutsche Zeitung. «Это крайняя мера, – не скрывал иронии председатель фракции Свободной демократической партии в бундестаге Райнер Брюдерле. – Кажется, чтобы стать министром экономики, в наши дни достаточно уметь читать и писать».

Новый министр экономики происходит из аристократической семьи франков. Его полное имя – Карл-Теодор Мария Николаус Йохан Якоб Филипп Вильгельм Франц Йозеф Сильвестр барон цу Гуттенбергский. Жена – графиня Штефани фон Бисмарк-Шёнхаузен. Окончив гимназию, будущий министр проходил военную службу в подразделении горных стрелков, а потом изучал юриспруденцию и политологию. В отличие от другого претендента на министерский пост – министра финансов Баварии Георга Фареншона у цу Гуттенберга крайне мало экономического опыта. Некоторое время он был управляющим директором Guttenberg GmbH (семейной компании по оптовой торговле стройматериалами), а сейчас входит в наблюдательный совет фирмы. Также он был членом наблюдательного совета клиники Rhön-Klinikum, акции которой обращаются на бирже.

Но бизнес привлекал цу Гуттенберга гораздо меньше, чем политика. Свою карьеру он начал на местном уровне в округе, где расположено семейное поместье, а в 2002 г. стал депутатом бундестага от ХСС. В отличие от большинства избранных по партийным спискам депутатов, которые получили кресла в первую очередь благодаря популярности своей партии, цу Гуттенберг может похвастаться прямой поддержкой населения: на выборах 2005 г. за него проголосовало 60% избирателей.

атлантист

Без неистовства

Цу Гуттенберг сделал себе имя как эксперт по международной политике и обороне. Он давно завоевал уважение Меркель как убежденный атлантист. Сейчас он возглавляет германо-британскую парламентскую группу. Немецкий политолог Александр Рар даже считает, что назначение цу Гуттенберга может ухудшить российско-германские отношения: «Он продукт нового поколения, которое приобретает в стране все больший политический вес. Он верит в Америку и трансатлантическое сообщество, отстаивает политику, основанную на демократических и либеральных ценностях, и при этом настороженно относится к Востоку и России». Рар напоминает, что за все время правления Меркель в ее правительстве было всего два министра, настроенных по отношению к России позитивно: руководитель МИДа Франк-Вальтер Штайнмайер и предшественник цу Гуттенберга Михаэль Глос.

Новый министр имеет все шансы воплотить в жизнь утверждение Меркель, что для выхода из нынешнего кризиса в первую очередь необходимо более тесное международное сотрудничество. По ее словам, «цу Гуттенберг имеет большой международный опыт и это поможет ему в противостоянии мировому финансовому кризису». Сам цу Гуттенберг заявил, что полностью осознает масштабность стоящего перед ним вызова, и добавил: «Сейчас мы находимся на этапе, когда ни один учебник не подскажет правильного решения».

После неубедительной победы ХСС на выборах в Баварии в прошлом сентябре партия перетасовала свое руководство. Ее председателем стал бывший министр сельского хозяйства в кабинете Меркель Хорст Зеехофер, а не слишком известный депутат цу Гуттенберг неожиданно получил пост генерального секретаря партии.

Эта должность считается одной из самых неблагодарных в немецкой политике. От занимающего этот пост традиционно ждут постоянных яростных атак на политических конкурентов. Как сформулировал один из ветеранов ХСС, «генеральный секретарь партии говорит все, что не может себе позволить председатель. Это должен быть самый неистовый персонаж политического спектра Германии». Но потомственный аристократ цу Гуттенберг – обладатель статной внешности, энергии молодости и произношения без намека на грубый баварский выговор – сумел совместить на этом посту напор с достоинством, считают его сторонники. «Кричать, когда тебя не спрашивают, да еще и не посоветовавшись с министерством внутренних дел, – это несерьезная политика» – так цу Гуттенберг отчитывал через СМИ Штайнмайера, заикнувшегося о принятии Германией бывших узников Гуантанамо.

Энергичный министр

Источники FT в правительстве Германии уверяют, что цу Гуттенберг пользуется расположением и доверием Меркель. Одновременно его называют союзником Зеехофера. Он может сгладить трения между ХДС и ХСС, ставшие лейтмотивом политической жизни Берлина, после того как Зеехофер возглавил ХСС. С другой стороны, назначение энергичного министра экономики вносит дополнительный элемент нестабильности в и без того хрупкую политическую коалицию в Германии.

Сторонники Меркель верят, что назначение цу Гуттенберга встряхнет министерство экономики. Его предшественника Глоса обвиняли в том, что он не справлялся с обязанностями министра, позволил сильно упасть влиянию своего ведомства, не смог заручиться поддержкой Меркель и был, по выражению главы фракции зеленых в бундестаге Фрица Куна, «ходячим снотворным». Гидо Вестервелле, председатель Свободной демократической партии, трактует замену Глоса как еще один признак того, что сторонники свободной рыночной экономики теряют свои позиции в правительстве.

Помощники Меркель объясняют, что один из главных плюсов кандидатуры цу Гуттенберга – он не нарушит баланс сил в ХСС. Неписаные правила немецкой политики требуют, чтобы уроженцы Франконии и Верхней Баварии были одинаково представлены на высших должностях в Берлине и Мюнхене. ХСС имеет право назначать министров экономики и сельского хозяйства. Последний пост занимает Ильзе Айгнер из Верхней Баварии. Так что выбор на самом деле был не так уж велик. «А если он не справится, к выборам его уберут с поста, списав все ошибки на недостаток опыта», – говорит Рар.