Как прокормить больного слона

Теракты в Мумбаи стали знаковым окончанием одного из худших годов в 140-летней истории бизнеса семьи Тата. А ведь еще недавно эта группа символизировала всемогущество индийского бизнеса, поглощающего зарубежные компании одну за другой
Bloomberg

Две «дочки» Tata: Tata Motors

Индийский производитель автомобилей. Капитализация – $1,3 млрд. Финансовые показатели (за 9 месяцев 2008 г.): выручка – $4,2 млрд, чистая прибыль – $90,8 млн. Основана в 1945 г. Объем продаж за 9 месяцев 2008 г. – 337 699 автомобилей.

Две «дочки» Tata: Tata Steel

Индийская сталелитейная компания. Капитализация – $2,9 млрд. Финансовые показатели (за 9 месяцев 2008 г.): выручка – $3,6 млрд, чистая прибыль – $770,36 млн. Основана в 1907 г. Производство стали за 9 месяцев 2008 г. – 3,75 млн т.

Ратан Тата был у себя дома в южной части Мумбаи, когда внезапно раздался телефонный звонок. На линии был Кришна Кумар, глава подразделения Tata, управляющего отелями. Случилось немыслимое, сказал он. Террористы захватили один из самых фешенебельных отелей Мумбаи – «Тадж Махал». Это похожее на праздничный торт здание было построено еще прадедом Таты 105 лет назад. Многие постояльцы и гости праздничного приема были убиты, здание охватил огонь.

Это произошло 26 ноября 2008 г. Из-за беспорядков на улицах Тата смог добраться до роскошной штаб-квартиры группы в Южном Мумбаи только на следующий день. В то время как индийские политики погрязли во взаимных обвинениях, Тата был одним из немногих публичных деятелей, выбравших правильный тон. Он открыто критиковал неподготовленность государства к чрезвычайным ситуациям, одновременно выражая соболезнования родственникам погибших. «Это очень, очень прискорбная ситуация, которую никто из нас не забудет. Мое послание состоит в том, что власти тоже не должны ее забыть», – сказал он журналистам.

«Мы вторая GE»

Клан Тата происходит из мумбайской общины парси (исповедующее зороастризм этническое меньшинство, пришедшее в Индию из Ирана). Ратан Тата родился в 1937 г. в Бомбее (ныне Мумбаи). Окончив элитарную бомбейскую школу Campion School, он уехал в США, где в 1962 г. стал выпускником архитектурного факультета Корнельского университета. В 1962 г. Тата начал карьеру в семейной компании – он был чернорабочим, угольщиком и крановщиком в Tata Steel. А к 1991 г., пройдя все ступени карьерной лестницы, дорос до председателя совета директоров холдинга.

Tata проникла буквально во все сферы жизни индийцев. Эта мультинациональная компания с 350-тысячным штатом работников занимается всем – от производства стали до выпуска автомобилей, от телекоммуникаций до ритейла. Ее доход с марта 2007 г. по март 2008 г. составил $62,5 млрд. Tata Motors – крупнейший производитель грузовиков в Индии. Tata Steel – крупнейшая частная металлургическая компания страны, а Tata Consultancy Services – крупнейший индийский разработчик ПО и поставщик IT-услуг.

Непубличная материнская компания холдинга Tata Sons контролируется тремя принадлежащими семье трастами. Она осуществляет стратегическое руководство и выступает в роли источника капитала для публичных компаний группы, которым дан мандат на самостоятельные действия. «У нас странная комбинация. Можно с равным успехом утверждать, что наша компания – вторая Berkshire Hathaway или вторая GE», – говорит исполнительный директор Tata Sons Алан Рослинг, ответственный за международную стратегию холдинга.

Говорят, что Тата везде стремится добиться полного контроля. Его хобби – полеты за штурвалом истребителя. «Надеюсь, через сотню лет мы расправим наши крылья далеко за пределами Индии» – такая цитата Таты помещена на сайте корпорации. Этот сильный лидер возглавил группу, когда Индия вступала в эпоху экономической либерализации. Он модернизировал холдинг, раньше других подготовив его к конкуренции с иностранными компаниями на внутреннем рынке. В 2000 г. он начал осуществлять свой стратегический замысел, принесший группе мировую известность: дал старт международной экспансии, поглотив британскую компанию Tetley Tea.

В 2006 г. группа поставила рекорд среди индийских компаний по крупнейшему поглощению за рубежом, приобретя за 6,7 млрд евро англо-голландского металлургического гиганта – Corus. До этого крупнейшие зарубежные сделки индийских фирм не превышали $1 млрд.

Сделка вызвала волну националистической эйфории в Индии. Дело не только в том, что Tata Steel поглотила компанию, превосходящую ее в несколько раз по размерам. В свое время в состав Corus вошла British Steel. Таким образом бывшая колония стала колонизатором.

Народные автомобили

Под шумное одобрение местных СМИ группа совершила еще ряд поглощений. Но даже самые завзятые оптимисты приумолкли, когда в 2008 г. Tata заплатила $2,3 млрд за убыточные подразделения Ford – Jaguar и Land Rover. Мало кто может дать разумное объяснение этому шагу. Tata Motors специализируется на выпуске простейших грузовиков для разбитых местных дорог, а ее подразделение легковых автомобилей выпускает дешевые машины для развивающихся рынков, даже не претендуя на люксовую нишу, где конкурируют Jaguar и Land Rover.

Возможно, пик карьеры автомагната Таты пришелся на январь, когда на автосалоне в Нью-Дели его компания представила Tata Nano – самую дешевую в мире машину стоимостью немногим выше $2000.

Прототип вызвал такой ажиотаж среди журналистов, что от их наплыва рухнула часть подиума, на котором стояла машина. Nano поразила воображение всего мира. Некоторые даже проводили параллели между Татой и Генри Фордом, отцом народного автомобиля Ford Т.

Но чем ближе к концу года, тем мрачнее становились новости. Первым поражением стала осада завода по производству Nano в Западной Бенгалии, организованная в сентябре скандальным политиком Маматой Банерджи. Он обвинил Tata Group в использовании земель, насильно отобранных у фермеров.

В ответ Тата обвинил манифестантов в том, что они мешают рабочим строить завод, и перенес его в штат Гуджарат на западе Индии. По оценкам аналитиков, это отсрочило запуск производства как минимум на год.

Инцидент грозил запятнать репутацию Tata как представителя цивилизованного индийского капитализма. Тата обвинил Банерджи в том, что тот пытается использовать фермеров в своих целях. Тем временем независимое расследование показало, что местные власти действительно принуждали фермеров отдавать плодородные земли, где они выращивали рис, под строительство завода.

Конец оптимизму

Но настоящие неприятности начались у группы из-за кризиса мировой ликвидности. В ноябре Тата распространил среди директоров своего холдинга письмо, в котором предсказывал, что тяжелые времена продлятся как минимум 12 месяцев, и призывал их «радикально» уменьшить издержки, чтобы не попасть в «безвыходную ситуацию».

«Наши компании с существенной долей зарубежных операций или ведущие активные поглощения уже столкнулись с серьезными проблемами в привлечении капитала и получении кредитных линий», – писал он. Одной из первых жертв стала крупнейшая «дочка» группы, приносящая ей половину прибыли, – Tata Steel. Особенно сильно кризис ударил по расположенной в Великобритании Corus, которая объявила о снижении издержек на 350 млн фунтов, в том числе путем сокращения рабочих мест.

Неожиданный спад вызвал сомнения в том, имела ли смысл покупка Corus. Индийские активы Tata Steel демонстрируют одни из лучших показателей прибыльности в металлургической индустрии, тогда как Corus числилась в аутсайдерах.

Холдинг парирует, что объединение с Corus, приносящей Tata Steel 3/4 доходов, полностью оправданно. Технологии Corus помогут индийским заводам Tata улучшить товарную номенклатуру, а это важное конкурентное преимущество на все более требовательном индийском рынке.

«В современной Индии машины занимают средний сегмент рынка, но уже не сегодня-завтра в стране начнется выпуск высококачественных автомобилей, и мы должны оказаться в состоянии обслуживать этот спрос», – говорит финансовый директор Tata Steel Каушик Чаттерджи.

Фондовые рынки не разделяют этого оптимизма. В 2008 г. акции Tata Steel упали на 81% до уровня «распродажи», как говорят аналитики. Moody’s Investors Service присвоило компании «негативный» кредитный рейтинг, объяснив это ухудшением показателей бизнеса и долгами компании, возникшими в основном из-за поглощения Corus.

Некоторые экономисты считают, что кризис открывает перед Tata Steel богатые возможности. «Разговоры о кризисе – отличная маскировка, чтобы без всяких возражений провести чистку активов Corus», – считает Ракеш Эрора из Macquarie Securities.

Но другой лидер холдинга – Tata Motors вызывает еще меньше оптимизма. За два осенних месяца продажи машин в Индии сократились настолько, что Tata Motors как минимум пять раз временно останавливала конвейер, чтобы уменьшить выпуск автомобилей.

«Cила – в несгибаемой воле»

Компания пытается рефинансировать $3-миллиардный кредит, потраченный на покупку Jaguar и Land Rover. Она даже прибегла к старинной индийской корпоративной хитрости: обратилась за помощью к населению. Компания готова привлекать под 11% вклады с фиксированным сроком. Tata решилась на такой шаг впервые за 13 лет.

Беспокойство вызывают и гигантские затраты на поддержание на плаву убыточных британских брендов. Топ-менеджер одного из фондов прямых инвестиций Мумбаи предупреждает: «Одно дело – купить больного слона, но совсем другое – прокормить его и не позволить умереть».

Управляющий директор Tata Motors Рави Кент утверждает, что группа не намерена отказываться от приобретений. «Никто не мог предвидеть масштабности финансовых затруднений, с которыми сталкивается мир, это было похоже на цунами», – оправдывается он. Руководство компании отрицает, что Tata Group перегрета. «В краткосрочной перспективе холдингу необходимо поправить паруса в соответствии с ветром, но в общем и целом судно движется в верном направлении», – считает Рослинг.

Удержится ли оно на курсе, зависит от кормчего. Сейчас больше, чем когда бы то ни было, от Таты требуется проявить лидерские качества. Если он сможет провести Tata через налетевший шторм, он утвердит позиции своего холдинга и всей корпоративной Индии как новой силы. Если оступится, то пострадает не только Tata, но и экономические амбиции индийцев.

По иронии судьбы один из сложнейших вызовов Таты в ближайшие годы заключается в списании себя в запас. Он уже обещал уйти в отставку в 70 лет, но решил продлить срок своих полномочий. Ожидается, что в 75 лет он все-таки оставит свое кресло. Едва возглавив компанию, Тата столкнулся с сопротивлением старой гвардии. Чтобы отправить своих противников на отдых, Тата провел через совет директоров решение снизить планку пенсионного возраста до 75 лет. Сам Тата достигнет этого возраста в 2012 г. Между тем явного преемника у него нет.

Под конец года самой важной задачей Таты стало повышение морального духа своих работников после террористической атаки, во время которой были убиты 12 сотрудников принадлежащего компании отеля. Он организовал поминальную церемонию с участием персонала и священников разных религий. Собравшимся напомнили слова Махатмы Ганди: «Сила заключена не в физической мощи, а в несгибаемой воле». Учитывая мрачные перспективы индийской экономики, Tata Group и всему индийскому бизнесу понадобится огромная сила воли, чтобы преодолеть все трудности 2009 г.

Индийские теракты

Вечером 26 ноября 2008 г. в Мумбаи, деловой столице Индии, произошла серия терактов. Преступники обстреляли несколько дорогих гостиниц, где останавливаются преимущественно иностранцы, вокзал, рестораны и больницы. В результате взрывов и обстрелов погибли около 200 человек и почти 300 получили ранения. Террористы также взяли в заложники постояльцев двух гостиниц и жилого комплекса «Нариман хаус», где располагался Еврейский центр. Ответственность на себя взяла неизвестная прежде группировка «Деккан муджахидин», которая разослала соответствующие сообщения индийским СМИ. Операция индийского спецназа по освобождению заложников и уничтожению боевиков была полностью завершена утром 29 ноября. Предыдущий крупный теракт на территории Индии произошел 13 мая в Джайпуре: вечером в разных местах в центре города одновременно сработали восемь взрывных устройств. Погибли 63 человека, около 200 получили ранения. Ответственность за эту серию терактов взяла на себя ранее неизвестная организация боевиков «Моджахеды Индии».