Повезет в кредит

Чтобы остановить спад грузоперевозок, РЖД готова возить нефть, уголь и металлы в кредит под банковские гарантии

Менеджер одной из меткомпаний подтвердил «Ведомостям», что РЖД обсуждает с его компанией условия рассрочки платежа. Он знает про две схемы: клиент платит РЖД не по факту отгрузки, а в конце расчетного месяца или же по прибытии груза, предоставляя банковские гарантии на сумму накопленного за это время долга. В этих случаях кассовый разрыв РЖД минимален, а компаниям с дефицитом оборотных средств схемы будут интересны, считает он. Правда, РЖД готова принимать только гарантии госбанков – ВТБ, Сбербанка и Газпромбанка, отмечает он, а с ними договориться будет непросто.

РЖД

железнодорожная монополия. Акционер – государство (100%). Грузоперевозки – 1,3 млрд т (2008 г.). Выручка (МСФО, 2007 г.) – 1,016 трлн руб., в том числе перевозки грузов – 754,9 млрд руб., Чистая прибыль – 144,9 млрд руб.

РЖД готова предоставлять крупным клиентам рассрочку платежа, рассказал «Ведомостям» президент монополии Владимир Якунин. По его словам, речь идет о перевозках «не в кредит, а под банковские гарантии» и «не в массовом порядке, а для крупнейших клиентов». В конце прошлого года РЖД уже испытывала эту схему, «откликаясь на призывы крупнейших компаний», говорит он. Что за компании, он не уточнил, но отметил, что это касается прежде всего перевозок нефти и угля. Возможно, по такой же схеме РЖД будет работать и с металлургами. «Все зависит от конкретной ситуации и объемов перевозок, которые предоставляет та или иная компания», – говорит Якунин. Новая схема осложняет финансовую деятельность РЖД, признает он, но «в конечном счете это выгодно», ведь предоплата перевозок может еще сильнее осложнить положение клиентов и привести к более серьезному и долгосрочному снижению объемов перевозок.

За счет такой схемы РЖД хочет снизить падение грузоперевозок в феврале до 25–28% при прогнозе в 30%, передало Thomson Reuters со ссылкой на сотрудника монополии. То есть РЖД хочет привлечь дополнительно 2,2–5,5 млн т грузов и перевезти в феврале 78,4–81,7 млн т. В январе компания снизила грузоперевозки на 33% до 82,7 млн т. Прогноз на первые полгода 2009 г. – минус 30–33%.

Схема рассрочки оплаты услуг РЖД была бы интересна в том случае, если бы позволила сэкономить на себестоимости перевозки, говорит представитель НЛМК, ведь транспортная составляющая в себестоимости стали за последний год выросла с 8–10% до 20–25%. Представители UC Rusal, «Северстали» в выходные не стали комментировать информацию. Источник, близкий к «Роснефти», говорит, что компания по этой схеме с РЖД не работает.

РЖД идет против течения: «Межрегионгаз» (продает почти весь газ «Газпрома» в России) никогда не рассматривал такую схему, сообщила его представитель Мария Фролова. То же самое говорили накануне и топ-менеджеры «Газпрома» на встречах с инвесторами: концерн, наоборот, переводит всех на предоплату, а сам платит поставщикам постфактум, чтобы не допускать кассовых разрывов.