Индустрия свободна

Январь поставил новый рекорд падения производства: минус 16% к январю прошлого года. С начала кризиса в сентябре в промышленности освободилась пятая часть мощностей
Д. Гришкин

В январе индустрия продолжила затяжное пике: темпы спада оказались в 1,6 раза больше, чем в декабре (см. таблицу), сообщил Росстат. Обрабатывающие отрасли, доля которых в общем индексе промпроизводства занимает 2/3, рухнули на рекордные 24,1%.

По оценкам ЦМАКП, промышленный спад в январе был еще глубже – минус 18,6%, а в обрабатывающей промышленности – минус 29,8%. Спад в выпуске машин и оборудования расширился до минус 59,2%, на треть уменьшились текстильное и швейное производство, химпром, деревообработка, выпуск стройматериалов. За четыре месяца по январь российская промышленность сократилась на 21,4%, в обрабатывающих производствах высвободилась треть мощностей, подсчитал Владимир Сальников из ЦМАКП.

Но масштаб январского падения «не показателен с точки зрения характеристики ситуации», уверяет Сальников: это результат решений, принятых еще в конце года под воздействием шока. Неопределенность с объемами будущих продаж, избыточные запасы и риск перепроизводства, рост дебиторской задолженности из-за оттока средств в валюту привели к сокращению производственных планов вплоть до приостановки выпуска.

Практически встал автопром: выпуск грузовых автомобилей упал на 76,4%, легковых – на 79,7%. В сопоставимом масштабе страдают смежные отрасли: так, производство шин сократилось на 83,1%. «АвтоВАЗ» и ГАЗ сократили рабочую неделю до трех дней, «Камаз» дважды останавливал конвейер, УАЗ после начавшихся 25 декабря каникул возобновил работу только вчера, установив трехдневную рабочую неделю.

Ослабление рубля и повышение пошлин на импорт дают автопрому второй – после 1998 г. – шанс, считает Геннадий Суханов из «Тройки диалог». «АвтоВАЗ», ГАЗ, «Камаз» и УАЗ сами обеспечивают себя комплектующими, это снизит себестоимость и увеличит производительность, позволив конкурировать не только на российском рынке, но и в СНГ и Восточной Европе, считает Суханов.

В металлургии январь был похож на декабрь: падение на 29,9% против 31,8%, хотя Evraz Group, «Северсталь», ММК дружно заявляли о начавшемся оживлении в отрасли. Заказы в январе принимались на февраль и март, поэтому и не отразились на январской статистике, объясняет представитель НЛМК: в компании загрузка на февраль в сравнении со среднемесячным уровнем 2008 г. возросла на 78%, на март – на 85%.

Пищевая промышленность от кризиса пострадала минимально: в январе спад, по оценке ЦМАКП, составил лишь 0,2%. Выпуск крупы, муки, мяса и сахара даже увеличился. Выдался рекордный урожай свекловичных, вот сахарная промышленность и загружена, то же самое – в производстве круп, говорит Дмитрий Рылько из ИКАР. Во всех экономиках в кризисные периоды пищепром всегда наиболее стабилен, спокоен Рылько: «Кушать-то надо».

На фоне тотального спада выпуск пассажирских вагонов и вагонов метро бьет рекорды роста: +28,8% и +65% соответственно. Но «такое счастье продлится недолго», печален замгендиректора «Трансмашхолдинга» Анатолий Мещеряков: январский рост связан с графиком поставок. Выпуск по заказу метрополитена останется на уровне 2008 г., говорит Мещеряков, а производство пассажирских вагонов снизится вдвое, и не только из-за сокращения заказа РЖД: на рынках других стран тоже кризис, прежние договоренности с заказчиками не подтверждаются.

За месяцы кризиса производство машин и оборудования уменьшилось наполовину, производство готовых металлоизделий, резины и пластмасс, электро- и оптического оборудования – более чем на 40%, металлургии – на 27,9%, химпрома – на 31,2%, подсчитал Сальников. «Это уже определенно дно», – думает он, в феврале индустрия начнет оживать – курс стабилизировался, снова возрастет привлекательность кредитования, нормализуются расчеты. Валерий Миронов из Центра развития возражает: ускорение дефляции в январе (на 2 п. п. до минус 9,2%) говорит о том, что спрос продолжает падать, разрыв между рентабельностью производства и банковскими ставками расширился с +4 п. п. в июле до минус 16 п. п. в ноябре (за декабрь данных еще нет). Занимать невыгодно и негде, для импортозамещения требуется около полугода: не стоит надеяться, что падение выпуска в ближайшие месяцы прекратится, считает Миронов.