Глобалист: Политика без контроля


С момента начала активной фазы экономического кризиса в России прошло уже около полугода – пора начинать оценивать эффективность антикризисных мер властей.

Оценка эффективности действий правительств в условиях кризиса – вещь непростая. Кризис застал власти разных стран врасплох, многое делается по наитию, в условиях цейтнота и резкого увеличения веса принимаемых решений. Результативность принимаемых мер в полной мере станет ясна много позднее.

Однако совсем уходить от оценки качества антикризисных мер, руководствуясь лозунгом «сейчас не время, после разберемся», неверно: это может помешать вовремя сменить антикризисную стратегию, если та оказалась ошибочной. В особенности это касается России, где размер объявленной помощи экономике (6,5 трлн руб.) превысил 15% ВВП – рекордный показатель в мире, однако темпы промышленной рецессии оказываются тем не менее также рекордными – чего стоят лишь опубликованные Росстатом в понедельник данные о 16%-ном спаде промышленности в январе. Утрата более $200 млрд золотовалютных резервов не помогла избежать крупномасштабной девальвации рубля. Эффективны ли антикризисные меры российских властей? Приведенные цифры однозначно свидетельствуют: нет.

Можно спорить о причинах более быстрых темпов развития кризисных явлений в России по сравнению с возможными, посетовать на противоречивость и фаворитизм политики властей, недоумевать по поводу упорства в поддержке финансового сектора, не кредитующего сектор реальный, по поводу ограничения предложения рублей ради удержания курса, бьющего по внутреннему спросу и экономической активности. Можно сокрушаться, что российские власти, копируя действия западных правительств по поддержке крупных корпораций и банков, ничего при этом не делают для банкротства неэффективных компаний и выделения плохих активов на балансах банков (см. статью К. Сонина «Дело не в доверии», «Ведомости» от 9.02.2009), поощряя растаскивание государственных ресурсов и продлевая кризис доверия в экономике. Можно переживать о высокой коррупции, разъедающей антикризисные финансовые вливания.

Но главная проблема – в отсутствии возможности обсуждать плюсы и минусы антикризисной политики властей открыто. Если бы действия правительства подвергались постоянному анализу со стороны общества, а ошибки влекли за собой политические последствия, то в России существовали бы условия для перманентной корректировки антикризисной политики в целях повышения ее результативности. Ресурсов на антикризисную помощь уходило бы меньше, а развитие кризиса не было бы столь катастрофическим.

В сегодняшней же политической системе, характеризующейся полной безответственностью власти перед обществом, Россия рискует продолжать терять ресурсы при низком эффекте от антикризисных мер. Систему пора менять.