Светлые лики

Пушкинский музей открыл выставку икон из частных коллекций, она представляет не только замечательные образы, но и три поколения их собирателей

Слово «шедевры» в названии выставки смущает не больше, чем посвящение «столетию художественного открытия русской иконы и ее собирателям». Есть тут и правда, и натяжка. Все иконы, представленные на выставке в Отделе личных коллекций Пушкинского музея, действительно ценные, больших художественных достоинств и хорошо отреставрированы.

Но шедевры, высочайшие образцы древнерусского искусства, все же хранятся в государственных, а не частных собраниях. И сто лет назад, в 1909 г., Илья Остроухов вовсе не открыл своего музея икон, а только положил начало личной коллекции, купив первую доску.

Эти неточности, конечно, не мешают светлому впечатлению от выставки. На ней собраны образы, относящиеся к самому почитаемому историками искусства периоду в русской иконописи – XIV–XVI вв., когда иконописцы не знали западной светской живописи, не увлекались, как в поздние времена, декоративными эффектами, когда краски выбирали чистые и нежные, а рисунок фигур был легок, певуч, обобщен и условен. И не нужно быть большим знатоком и опытным ценителем, чтобы получить удовольствие, глядя на кроткий лик пророка Гедеона, написанного пять веков назад, обрадоваться звонкой синеве «Богоявления» или быть очарованным влажной розоватой дымкой фона, обволакивающего фигуру пророка Илии, уединившегося в пустыне.

Выставка и на невоцерковленного зрителя действует умиротворяюще, склоняет к созерцательности и внутренней тишине. У просвещенного иконолюба она, возможно, вызовет некоторые сомнения в точности датировок или правильности реставрации. Поскольку старые доски часто попадают к реставраторам с большими потерями красочного слоя, то их порой дописывают излишне активно, так что, замечая трогательный жест будто отвергающей приношения Богородицы на иконе «Похвала Богоматери», гадаешь, не дописана ли ее ладошка совсем недавно.

Возникающие сомнения должен развеять каталог, сделанный с большим научным старанием. Автор почти всех его статей – один из кураторов выставки Ирина Шалина с возможной обстоятельностью обосновывает атрибуции.

По словам организатора и финансового донора выставки, владельца Частного музея русской иконы предпринимателя Михаила Абрамова, каталог издан только для того, чтобы ввести показанные иконы в научный оборот.

Абрамов – коллекционер нового призыва и, как все неофиты, излишне напорист. Возможно, именно его активность наводит на мысль, что организованные им выставки – в прошлом году в Третьяковке и нынешняя в Пушкинском – не только вводят иконы в науку, но и выводят на рынок.

На выставке представлены иконы из 22 частных коллекций – в основном неновых, начатых еще в советское время. Среди коллекционеров-участников есть и те, кто показывал свои собрания на выставке 1974 г., устроенной Савелием Ямщиковым. Так что выставка как бы связывает новых коллекционеров с предыдущим поколением и с теми собирателями, что открыли русскую икону как искусство, – с Ильей Остроуховым и Степаном Рябушинским.

Нынешний собирательский бум, взвинтивший цены на все художества и выбросивший на рынок гору фальшивок, обошел коллекционеров икон стороной, скандалов тут не было. Теперь выставки икон идут одна за другой, иконолюбие входит в моду.