Арест через прокурора

Юрий Чайка и Александр Бастрыкин просят дополнительных полномочий, но президент пока дал согласие только на расширение компетенции Верховного суда

Выступая на коллегии ведомства по итогам года, генпрокурор Юрий Чайка предложил расширить надзорные полномочия своего ведомства. Генпрокурор отметил многочисленные нарушения прав граждан на стадии досудебного следствия. По инициативе прокуроров отменено более 66 000 необоснованных постановлений о возбуждении уголовных дел и 1,8 млн (практически каждое пятое) – об отказе в их возбуждении, сообщил он. Кроме того, 5000 человек либо были оправданы судами, либо дела были прекращены по реабилитирующим основаниям. «Картина не самая благополучная», – констатировал Чайка.

Решить проблему, полагает Чайка, можно одним путем – перенеся надзор на более ранние этапы следствия. «Необходимо обязательное согласие прокурора на арест», – заявил Чайка в опубликованном вчера интервью «Российской газете». Сейчас санкция прокурора требуется только для передачи в суд уголовного дела.

Генпрокуратура и Следственный комитет при прокуратуре (СКП) ведут борьбу за полномочия с момента создания комитета в 2007 г. Председатель СКП Александр Бастрыкин на вчерашнем мероприятии выступил со своими инициативами по расширению полномочий СКП. Он предложил, в частности, закрепить право следователей знакомиться с результатами оперативно-розыскных мероприятий по делам, которые они расследуют. Это положительно повлияет на раскрываемость, пообещал он.

Опрошенные «Ведомостями» следователи и оперативники инициативу Бастрыкина оценивают как странную: такое право у следователя есть и сейчас, утверждают они. Следователь МВД говорит, что проблемы могут возникнуть лишь в случае, если сотрудник СКП выходит за рамки своей компетенции – например, пытается получить материалы дела, которое не в его подследственности.

Президент Дмитрий Медведев пообещал изучить предложения. А одобрил только инициативу Бастрыкина, предложившего дать Верховному суду право менять территориальную подсудность уголовных дел, связанных с экстремизмом и терроризмом. «Мы должны в максимальной степени исключить факты давления на суд, на присяжных», – заявил Медведев.

Хотя 31 декабря 2008 г. президент подписал закон, выводящий дела по антигосударственным преступлениям из компетенции суда присяжных. А ст. 47 Конституции гарантирует каждому право на рассмотрение дела в суде, к подсудности которого дело отнесено законом. Обычно – по месту совершения преступления.