Новые дела ФСФР

ФСФР поможет добиваться в судах выплат по облигациям, пообещал Владимир Миловидов управляющим, предрекающим коллапс отрасли
Е.Стецко

Федеральная служба по финансовым рынкам намерена выступать в судах и даже инициировать их для защиты держателей облигаций, рассказал вчера на встрече с управляющими руководитель службы Владимир Миловидов. Закон дает право службе выступать в качестве третьего лица в подобных спорах кредиторов с эмитентами. Подробнее планы службы в этом направлении ни Миловидов, ни его подчиненные комментировать не стали.

«Ни один из 130 дефолтов еще ничем не завершился, а банки пока выводят из проблемных компаний обеспечение по кредитам», – сетует председатель совета директоров «Менеджмент центра» Сергей Михайлов. У ряда эмитентов облигаций государство либо имело долю в капитале, либо получило ее в ходе кризиса, напоминает Михайлов. И призывает попросить денег у государства, чтобы защитить права будущих пенсионеров, чьи средства НПФ передали управляющим. «Это 30–40 млрд, небольшие деньги, и ФСФР, у которой есть данные по портфелям УК и дефолтам, вполне может наладить процесс [выкупа у управляющих таких облигаций], – продолжил Михайлов. – А то не несет ответственности ни регулятор, ни отраслевое министерство, ни организатор размещения, ни андеррайтер». К селекции долгов ФСФР пока не готова, да и единой базы по дефолтам у нее еще нет, предупредил Миловидов.

Но для поддержки отрасли в кризис этого недостаточно, сетуют управляющие. Президент УК «Тройка диалог» Павел Теплухин рассказал, что по большинству клиентов доверительного управления из системы негосударственных пенсионных фондов или обеспечения жильем военнослужащих вознаграждение предусмотрено только из полученного управляющим дохода. А значит, велик риск, что и по итогам 2009 г. управляющие останутся без заработка. Особенно сложно с НПФ, в отношении инвестирования средств которых в законе указана обязательная «сохранность и доходность», говорит гендиректор «ВТБ управление активами» Наталия Плугарь. Получается, по ее словам, что компания виновата, даже если потеряла 10% при общем падении рынка на 70%, – и крайне сложно доказать, что эти убытки были неизбежны при любых условиях. «Если будет хоть одно решение суда по такому иску в пользу НПФ – все, можно закрывать отрасль доверительного управления», – говорит Плугарь. «Пусть будет единое решение для всех – и если суд решит в пользу НПФ, мы сузим инвестиционную декларацию и будем забирать себе весь доход выше 10% годовых, а то доходы – им, а убытки – нам», – предупредил гендиректор УК «Лидер» Анатолий Гавриленко. Миловидов напомнил, что норма о «сохранности и доходности» пенсионных денег появилась в законе с 1998 г., а первый договор с НПФ был подписан в 2001 г. «Тогда вас это не смущало? – остудил Миловидов управляющих. – Закон в этой части абсурден, но сложившуюся ситуацию мы не изменим». ФСФР готова помогать управляющим и фондам договориться о согласованных действиях в этой ситуации, добавил Миловидов.