Новые клиенты Генпрокуратуры


Коллекторы попадут под особый контроль, обещает Генпрокуратура. «Повсеместно в регионах участились случаи грубых нарушений законодательства в деятельности организаций, специализирующихся на предоставлении услуг по возврату долгов (т. н. коллекторских агентств)», – говорится в ее заявлении. Наиболее распространенными способами являются «угрозы жизни и здоровью людей, их запугивание, избиение, вторжение в жилище без согласия должника, распространение о нем ложных сведений и др.». Также, как отмечают в Генпрокуратуре, часто «коллекторские агентства в нарушение закона брали на себя функции органов государственной власти, в том числе ограничение выезда должников за границу, размещение в средствах массовой информации якобы от имени службы судебных приставов объявлений о розыске граждан-должников органами внутренних дел». Теперь региональным прокурорам поручено усилить надзор за исполнением законодательства в этой сфере и «решительно пресекать» нарушения закона.

«Я не слышал ни об одном уголовном деле в отношении наших коллег, – говорит заместитель гендиректора агентства АКМ Александр Щербаков. – Основные заказчики в отрасли – крупные банки, дорожащие репутацией, для них она важнее объема сборов, а если маленькие компании в регионах допустили какие-то отклонения, вряд ли стоит экстраполировать эти случаи на весь рынок». «Коллекторы, с которыми мы работаем, насколько нам известно, такими вещами не занимаются – жалоб от клиентов не было, так что на их эффективности это не скажется», – говорит заместитель директора департамента рисков потребительского кредитования Московского банка реконструкции и развития Александр Митрохин. Правоохранительные органы и так пристально следят за работой коллекторов, уверяет Щербаков.

Предупреждение Генпрокуратуры не пройдет бесследно – в нынешних условиях любое заявление властей воспринимается на местах как руководство к действию, сожалеет Щербаков. Некоторые заемщики сами ведут себя как бандиты – а в такой ситуации у нормального коллектора рычагов воздействия нет, парирует Митрохин: «Государство, устраняя с рынка грубые методы решения таких проблем, должно их чем-то заместить – например, хотя бы упростить процедуру возбуждения уголовного дела против недобросовестных должников».