Труба пониже

Российский антикварный салон спустился с докризисных высот к естественному состоянию – пафоса и иллюзий убавилось, клиенты остались только самые верные

Нынешний антикварный салон в Центральном доме художника радикально отличается от прошлогоднего. Внешне тут почти все как всегда, только галерей поменьше, а вот идеология мероприятия поменялась.

Прошлой весной салон демонстрировал не столько произведения и предметы искусства, сколько сам антикварный рынок как место сказочного инвестирования, где все волшебно дорожает. Кроме того, салон в ЦДХ выражал готовность конкурировать с Московским салоном изящных искусств, куда зарубежные антиквары привозили дворцовую роскошь для русских нуворишей. Теперь Салон изящных искусств отменен, а в сказку про бестормозной рост антикварных никто не верит. Хотя антиквары пока живут счастливым прошлым, крепко держась за докризисные цены.

Например, «Частная коллекция» представила пару ранних качественных картин Сарьяна с чистым провенансом, за которые просит рекордную для художника цену в $4 млн. Галерея «Александр» выставила очень изящную, китайского периода, работу Александра Яковлева за $1 млн. Яковлева продавали и дороже, но два года назад, во время аукционного ажиотажа. Галерея «Эритаж» выставила две большие картины Бориса Анисфельда за более понятные $200 000. За те же деньги «Империя» предлагает большую абстрактную композицию Андрея Ланского.

Но крупных вещей на салоне немного – большинство участников выставили камерные работы и графику. А некоторые предпочли изящные интеллектуальные экспозиции, имеющие лишь отдаленные коммерческие цели.

Самым популярным у серьезных арт-дилеров, пришедших на салон пообщаться и повидаться (потому что серьезные сделки здесь не совершаются), оказалось демонстрируемое «Галеев-галереей» письмо Василия Кандинского из Германии 1924 г.: «Денег ни у кого нет, и коллекционеры нередко не то что не покупают новых вещей, а продают уже имеющиеся, т. к. им нужны наличные деньги».

Судя по ценам салона, нам еще далеко до ситуации, описываемой Кандинским. Но жизнестойкость антикварной торговли держится не только на больших игроках. Во все времена существует особая порода людей, которые питают рынок искусства. Во-первых, это, конечно, настоящие ценители и любители искусства, готовые за хорошую вещь отдать последние деньги или уже разлюбленную картину из своей коллекции. Во-вторых, дамы всех возрастов с рядами колец на пальцах, всегда готовые подкупить еще пару перстней и одну брошку. Их, как всегда на вернисаже, много.

Но цены на ювелирку, которой на весенних, проходящих перед 8 Марта салонах всегда много, вообще не поддаются анализу. Рядовая безделушка от Фаберже может стоить в 10 раз больше, чем действительно ценное и красивое украшение. Так что хорошую вещь дешево на салоне не купишь – хорошее обязательно дорого, а вот за сомнительную или неважную штучку часто просят большие деньги.

Как всегда, на салоне кроме серьезного антиквариата выставляется и товар блошиного рынка. На третьем этаже можно купить обмундирование советского маршала или довоенную каску пожарного за 20 000 руб.