Уронить или опустить

Плавная девальвация смягчила удар кризиса по гражданам, заявил премьер Владимир Путин, поддержав таким образом действия ЦБ и Минфина

Почему государство не девальвировало резко рубль и не ввело валютный контроль, премьер Владимир Путин рассказал в пятницу на встрече с руководством «Единой России». Не стоило ли «резко обвалить» рубль, а потраченные на его поддержку ресурсы «использовать для других мероприятий», поинтересовался у премьера председатель бюджетного комитета Госдумы Юрий Васильев.

«Такая постановка вопроса <...> с точки зрения экономической целесообразности является обоснованной», – ответил Путин. Но, напомнил он, в 1998 г. резкая девальвация разогнала инфляцию с 11% в 1997 г. до 84% в 1998 г., обесценив сбережения граждан, вдвое рухнули реальные доходы населения. Экспортеры выиграли, но доверие граждан к экономике было ослаблено, был «очень плохой социально-психологический эффект» и ВВП упал на 5,2%, резюмировал он. На этот раз постепенная девальвация, по словам Путина, позволила гражданам «определиться, как вести себя» и помогла сохранить доверие к банковской системе. Решение же ограничить движение капиталов и валют означало бы отказ от «планов превращения рубля в региональную резервную валюту».

В последние недели действия ЦБ и Минфина подвергались жесткой критике. Президент РЖД Владимир Якунин призвал к введению валютного контроля, а гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов назвал ставку рефинансирования ЦБ (13%) «просто безумной».

С начала августа 2008 г. рубль подешевел по отношению к доллару на 52,5% (до 35,7223 руб./$). На валютные интервенции ЦБ потратил из международных резервов $177,4 млрд и 23 млрд евро (данные за сентябрь – январь).

За решение о постепенной девальвации пришлось заплатить замедлением роста, но оно было правильным, так как позволило поддержать производителя, избежав всплеска инфляции, уверен Евгений Гавриленков из «Тройки диалог», ошибка – заявление ЦБ о намерении защищать стоимость бивалютной корзины в 41 руб. ЦБ, резко сократив денежную массу, контролирует ситуацию на валютном рынке, уверен он, но до конца года придется провести еще одну девальвацию на 10%.