Власть и общество: Кто виноват или что делать?


КРАСНОЯРСК. Год назад именно на красноярском форуме с главной предвыборной речью выступил теперь уже президент Медведев. Именно здесь он сформулировал свою концепцию «четырех И», сказал, что «свобода лучше, чем несвобода», что породило широкие разговоры об оттепели, которая, по чьему-то образному выражению, обернулась слякотью.

Форум проводится при активном участии правительства. В этом году оно попросило трансформировать традиционное мероприятие в живую дискуссионную площадку, мозговой штурм с участием 400 человек. Цель, поставленная перед участниками, звучала так: выработка идей, предложений, рекомендаций для властей в период кризиса. И должен честно признать: такого живого и заинтересованного обсуждения с очередями у микрофонов я не видел уже давно.

Главный вывод, который я сделал для себя по итогам форума, – и в обществе, и в бизнесе существует огромнейший запрос на откровенное обсуждение сегодняшних проблем по принципу «что делать?». Вопрос «кто виноват?» уже многих не интересует, слишком очевиден ответ. Ни у кого нет уже желания обсуждать те проблемы, которые казались безумно важными три-четыре месяца назад. Похоже, что активная часть общества и бизнеса окончательно осознала, в какой непростой ситуации находится страна, насколько сильно изменилась окружающая обстановка и насколько серьезными должны быть изменения, которые позволят минимизировать потери на пути выхода из кризиса. После дискуссий ко мне подходили десятки человек с вопросом: «А как бы сделать такое обсуждение регулярным, ну хотя бы раз в квартал? Или создать специальный сайт для этого?»

Второй, к сожалению не менее значимый, вывод: у меня сложилось впечатление, что власть сегодня не готова к такому постоянному и открытому публичному диалогу. Вернее, она продемонстрировала свою готовность слушать чужие предложения, но еще не готова к публичному обсуждению своих планов и идей. Да, представители власти на форуме были откровенными донельзя, говорили о своих проблемах, конфликтах, противоречиях. Чего стоит хотя бы заявление Аркадия Дворковича: «Денег просящим [бизнесменам] больше давать не будем!» или заявление замминистра финансов Александра Новака о том, что Минфин выступает против финансирования монструозного проекта «Владивосток-2012». Такими заявлениями они раскрепостили зал и позволили избежать традиционного славословия. Но изначально в формате форума не было заложено дискуссии по действиям властей, и на многие вопросы участники не получили ответов.

Вывод третий: похоже, доминирующая в головах идея на сегодня выглядит так: «Кризис ненадолго, на год-полтора. На это время резервов хватит, а там цены на нефть подрастут, и все будет по-старому». Такое краткосрочное мышление приводит власть к большой ошибке: она считает, что с нынешними проблемами можно бороться традиционным бюрократическим методом – создали антикризисную комиссию (Шувалова), составили план работ и выполнили его. В условиях сильнейшей зависимости экономической ситуации в нашей стране от дел в мировой экономике – а она характеризуется высочайшей степенью неопределенности – никто ни в мире, ни в России не в состоянии гарантировать, что сочиненный план из 55 или 155 пунктов, будучи выполненным идеально, приведет к выходу из кризиса. Преодоление нынешнего кризиса требует постоянного мониторинга, постоянного реагирования на изменение ситуации, постоянной корректировки ранее принятых планов и решений.

И эта очевидная для меня ошибка властей приводит к главному выводу: существенная, если не главная, содержательная часть дискуссии прошла мимо внимания правительства. Та, где речь шла о реформировании структуры отношений между властью, бизнесом и обществом, о необходимости открытого диалога между ними, о воссоздании системы обратных связей, о необходимости вычленения приоритетов в экономической политике, о человеке с его запросами и интересами, который должен находиться в центре внимания всех программ и решений, о долгосрочных структурных изменениях в экономике, о реформе/перестройке базовых политико-экономических институтов (суды, роль бюрократии, СМИ), об отказе от враждебного отношения к предпринимательству, об изменении инвестиционного климата. Все эти тезисы не один раз настолько внятно прозвучали на форуме, что в завершающей части дискуссии даже правительственные участники не могли обойти их молчанием. Но у меня не сложилось ощущения, что власть прислушается к этому. Временное успокоение экономической ситуации трактуется властями как «все выглядит достаточно неплохо», «все под контролем», и власть откровенно надеется «пересидеть зиму».

И последний вывод: финансовых ресурсов у власти не очень много, поэтому безусловный приоритет должен быть отдан поддержке той части населения, которая сильнее всего пострадала от кризиса. Для бизнес-сообщества изменение правил игры, отношения власти к бизнесу, прекращение бюрократического «кошмаривания» намного важнее той финансовой поддержки, которую, впрочем, большинство бизнесменов и не сможет получить. Бизнес на форуме громко и внятно сказал: «Не мешайте нам, и тогда мы сами решим не только свои проблемы, но и ваши!»

Конкретных предложений было немало и по точкам роста, и по проблемам банковской системы, и по бюджетной политике. При желании правительство найдет 10–15 предложений, которые можно будет взять в глубокую проработку и поставить галочку напротив строки «Красноярский форум». Может быть, даже какая-то из предложенных мер будет реализована, но... Мне кажется, неправительственные участники форума уже поняли: без реформы неэффективной системы из кризиса будем выходить долго и тяжело. И если власть не осознает того, что реально происходит в обществе и экономике, то очень скоро она может потерять контроль над ситуацией, и тогда вместо обсуждения вопроса «что делать?» на повестку вновь выйдет непродуктивный вопрос «кто виноват?».