Ксения, клоун Божий

Валерий Фокин продолжает на сцене Александринского театра анатомировать петербургские мифы

На сей раз для этой цели он выбрал не классику, а пьесу тольяттинского драматурга, одного из видных представителей так называемой новой драмы, Вадима Леванова «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии». Спектакль, однако, называется «Ксения. История любви», и эта перемена точно отражает произведенную над пьесой операцию.

Фокин и режиссер жесткий, и человек ну уж совсем не сентиментальный. И очень умный, а вкус, как известно, есть следствие прежде всего ума. Леванов перемежает жизнь Ксении в XVIII в. ее явлениями людям века ХХ, которых она спасает то от ареста, то от бомбежки. Все сусально-умильные эпизоды выброшены, как и все фирменные для новой драмы чернушно-матерные. Спектакль очень похож на сочиненную для него музыку Александра Бакши: холодные разреженные минималистские звучания сопровождают отточенные графичные мизансцены. Сценография Александра Боровского – огромное пустое пространство, в котором то приближается, то удаляется стена с тремя арочными проемами, в среднем – колокола (стена срисована с реальной арьерсцены Александринки). Вместо оркестровой ямы ступени, сходящие в желоб с водой, в котором периодически оказываются герои. На недвижную оцепеневшую Ксению льет дождь, сыплется снег... Мальчишки ее задирают, она гоняется за ними, страшно кричит. Всякий народ к ней приходит – то любовница мужа, кончина которого помутила разум Ксении и толкнула к юродству, то Салтыков, возомнивший себя Агасфером (в пьесе он из XVIII в., в спектакле графа в парике и камзоле сопровождает современная охрана в черных костюмах, так что он оказывается ряженым), конкурирующая юродивая Марфуша, муж Андрей Федорович является с того света и, наконец, Смерть. Александра Большакова, Сергей Паршин, Светлана Смирнова, Дмитрий Лысенков, Николай Мартон играют этих персонажей отлично.

В заглавной роли – Янина Лакоба, совсем молодая актриса, остриженная под мальчишку, программно некрасивая, с огромными глазищами, в которых плещутся безумие, ярость, кроткая больная нежность. Реальная 25-летняя Ксения Петрова, схоронив мужа, объявила себя им и 45 лет проходила в мужском платье. Эксцентричный типаж Лакобы очень к роли подходит: она женщина-существо, трагический клоун. Валерий Фокин вывел на сцену православную святую, культ которой в Петербурге имеет особенный, несколько кликушеский градус, и исхитрился за полтора часа спектакля не допустить ни одной кисло-сладкой ноты – несомненное художественное достижение.