Деньги лучше золота

Многоходовая сделка по обмену долга UC Rusal перед Михаилом Прохоровым на долю Владимира Потанина в «Полюс золоте» не состоится. Но это не помешало Потанину продать 20% акций золоторудной компании Сулейману Керимову

Но это не помешало Потанину реализовать один из этапов намечавшейся многоходовки. На прошлой неделе он продал 20% акций «Полюс золота» Керимову, говорят три источника, близких к «Полюсу» и его акционерам. Оценка «Полюса» для сделки осталась прежней, говорят двое из них. Значит, за пакет было заплачено $680–740 млн. Если это так, Потанин продал акции почти с 40%-ным дисконтом к рынку. Зато он решил часть проблем с долгами: часть его пакета «Полюса» была в залоге у ВТБ, знают несколько знакомых бизнесмена. Один из них думает, что не проданные Керимову акции по-прежнему остались у ВТБ (см. врез). Источник, близкий к банку, подтвердил, что находящиеся у ВТБ бумаги в сделке не участвовали. Теперь Потанин сможет погасить кредит и вывести остаток из-под залога, утверждает близкий к «Полюсу» источник. Керимов также финансировал сделку на кредитные средства, знают близкие к «Полюсу» источники. Один из них утверждает, что заем выдал ВТБ (в ВТБ это не комментируют, подтвердить эту информацию не удалось).

UC Rusal

алюминиевый холдинг. Владельцы – Олег Дерипаска (около 57%), акционеры «Суала» (около 18,9%), Михаил Прохоров (14%), Glencore (около 10,3%). Выручка – $14,3 млрд (2007 г.).

«Полюс золото»

золоторудный холдинг. Акционеры – по 35% акций у Владимира Потанина и Михаила Прохорова. Капитализация – $6,5 млрд. Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2008 г.): выручка – $518,9 млн, чистая прибыль – $132,4 млн.

О том, что Потанин и Прохоров прекратили переговоры по поводу выкупа «Интерросом» долга UC Rusal в $2,8 млрд, «Ведомостям» рассказали два источника, близких к предпринимателям. Долг должен был оплачиваться 35% акций «Полюс золота», принадлежащих «Интерросу», а позже эти бумаги за $1,2–1,3 млрд должны были быть перепроданы Сулейману Керимову.

Срок соглашения уже истек, отметил один из собеседников «Ведомостей». Другой уверяет, что Потанин не захотел вести дальнейшие переговоры об этом.

Представители «Интерроса», UC Rusal, «Онэксима» и ВТБ от комментариев отказались. Керимов на запрос «Ведомостей» не ответил. Источник в «Интерросе» лишь подтвердил, что компания вскоре планирует выйти из уставного капитала «Полюса» в результате нескольких частных сделок. Детали он не раскрыл. Представитель Федеральной антимонопольной службы сказал, что заявка Nafta Moskva (компания Керимова) на покупку от 25% до 50% акций «Полюса» еще не одобрена. Но для приобретения 20% санкции ведомства не требуется, добавил он.

А UC Rusal и «Онэксиму» теперь опять придется заново договариваться о реструктуризации долга. На днях UC Rusal планирует подписать соглашение с иностранными банками-кредиторами о трехмесячном моратории на выплаты $7-миллиардного долга, говорят источники, близкие к компании (после этого начнутся переговоры о реструктуризации долга). В договоре предусмотрена компенсация банкам за согласие на мораторий, комитет кредиторов получит возможность контролировать управляющие органы компании, наконец, позже с ними будут четко оговорены сроки выплат (банки – ING Bank, Calyon, BNP Paribas, Societe Generale, Uniсredit Group, Natixis это не комментируют). Прохоров хочет получить равный с банками статус, отмечает источник, близкий к «Онэксиму». Ведь UС Rusal должна была заплатить «Онэксиму» первый транш из долга ($700 млн) в октябре, а «Онэксим» добровольно пошел навстречу компании и не требует возврата долгов, в то время как иностранным банкам UC Rusal платит все это время. UC Rusal, по его словам, такое предложение уже сделано. Об этом слышал еще один из партнеров Прохорова: по его информации, этот вопрос «Онэксим» поднимал на одном из советов директоров UC Rusal. Представитель UC Rusal это комментировать не стал. Права акционеров (Прохоров владеет 14% акций UC Rusal) гораздо шире, нежели права кредитора, указал источник, близкий к UC Rusal.

У Прохорова также есть опцион на продажу 14% акций UC Rusal за $7,3 млрд. На рынке не раз появлялись слухи о том, что бизнесмен уже потребовал его исполнения. Но представители обеих сторон это отрицают. «Онэксим» пока готов вести диалог, говорит близкий к компании источник.