Для себя: Изыски пенсионеров

В пригородном местечке Бушей, к северу от Лондона, на фоне викторианских домов ленточной застройки белой вороной возвышается суперсовременный дом.

Аналогичного мнения придерживается и Осси Сарвилахти (ему около 70). Недавно Сарвилахти переехал в новый белый дом прямоугольной формы с видом на озеро Кивиярви в местечке Луумяки на востоке Финляндии. «Надеюсь провести остаток дней именно здесь», – говорит он.

Угловатая архитектура, облицовка промышленного изготовления, окна жилых помещений выходят сразу на две стороны – совсем не похоже на дом пенсионеров. Но это именно так. Бывший художник-оформитель Питер Экорнли и его супруга Джуди (обоим за 60) переезжают сюда, в Frobisher House, из эдвардианского дома с пятью спальнями, в котором прожили 22 года. Они вполне могли купить виллу в Тоскане или кондоминиум на Коста-дель-Соль, но отдали предпочтение постройке современного дома по авторскому проекту архитектора. Сделав такой выбор, супруги, сами того не подозревая, влились в набирающую популярность волну.

Во многих странах пожилые энтузиасты меняют традиционные семейные дома на объекты недвижимости меньшей площади и определенно нетипичные для людей пенсионного возраста. Многие из них за годы нажили неплохое состояние на рынке недвижимости и могут себе позволить потратить часть средств. По данным аналитической компании RDSi, в Великобритании и Испании свыше 80% населения старше 50 лет выплатили долг по ипотеке. Повысилась продолжительность жизни. В Великобритании и США она составляет 75–80 лет. Пенсионеры полны энергии и хотят вложить ее в создание персональных проектов. Они увлечены современной эстетикой и работами молодых архитекторов.

«30 лет назад мы жили в викторианском доме ленточной застройки, и я тогда придерживался консервативных взглядов. Однако за последние 10 лет мое отношение к современной архитектуре переменилось, – рассказывает Питер Экорнли. – Теперь я не имею ни малейшего желания жить в «уютном маленьком домике».

Близок такой подход и супругам Питеру Сьегрену и Элизабет Крауц. Недавно они поменяли квартиру в центре Стокгольма на домик на берегу озера Меларен. Новый дом облицован декоративной решеткой, позволяющей создать вертикальный сад. «За исключением короткого периода начала 1970-х гг., всю нашу совместную жизнь мы провели в квартирах. Мы как-то построили небольшой дачный домик на Стокгольмском архипелаге, но это был просто типовой дом из каталога», – рассказывает Питер Сьегрен.

Когда Элизабет Крауц решила выйти на пенсию, они стали рассматривать дома за городом. Но всегда что-то было не так: расстояние от Стокгольма, местоположение, внешний вид, внутреннее оформление, окружение и т. д. А Крауц всю жизнь мечтала о доме и саде, которые были бы устроены именно по ее вкусу. «Несколько лет назад мы, возможно, и не хотели, чтобы наш дом был таким незамысловатым», – признается Питер Сьегрен. Но теперь они и подумать не могут о том, чтобы жить где-то еще.

Приступая к такому проекту, прежде всего надо найти понимающего и отзывчивого архитектора. И здесь идеальным вариантом, как правило, оказываются молодые специалисты. Пауло Марто из фирмы Paul+O Architects было немногим более 30, когда театральный агент Сара Лоу заказала ему Wilderness – серое 1-этажное здание-коробку в английском графстве Суффолк. Она переехала туда в возрасте 70 лет, без сожаления покинув особняк XVI в. с 16 спальнями, в котором прожила немало лет. Однако 10 месяцев спустя Лоу скончалась.

Архитектора Киммо Линтулу порекомендовал Осси Сарвилахти сын. Они вместе учились в старших классах. «Я знал, что им, как и мне, нравится творчество финского модерниста Алвара Аалто. Так же, как и я, они придерживаются функционального подхода», – поясняет он. Типовой сборный дом заводского изготовления никак не годился для наклонного поросшего лесом участка Осси. «То, что они молоды, так, с моей точки зрения, это только преимущество, – говорит Сарвилахти. – Поэтому я практически предоставил им полную свободу в работе над проектом».

Питер Экорнли поначалу обратился в Королевское общество британских архитекторов с просьбой порекомендовать ему несколько фирм. «Я обзвонил четыре или пять из них, но там со мной разговаривали без особого энтузиазма», – говорит Экорнли. В итоге младший сын познакомил его с Мэри Дагген и Джо Моррисом, которые и получили заказ на Frobisher House.

Архитектор, выполнявший работу для Питера Сьегрена, – 38-летний Болле Тэм – сын одного из его лучших друзей. «Мы знаем его с детства и с восхищением следим за его карьерным ростом», – отмечает Сьегрен.

Такая клиентура – просто подарок для молодых архитекторов. И не только с точки зрения портфолио. «Все мои клиенты старше 55 лет оставили о себе самое лучшее впечатление, – говорит Патрик Киан, работающий в австралийском Сиднее. – Чем они моложе, тем менее приятно с ними работать. Наихудший вариант – молодые супружеские пары в ожидании ребенка. Мне трижды доставались такие клиенты. Объем работ небольшой, денег у них почти нет, да еще и отчитывали меня постоянно за любую мелкую оплошность. Самые приятные воспоминания у меня сохранились о моей самой старой клиентке. Ей 70 лет. Мягким человеком ее не назовешь – даже с самой большой натяжкой. Но у нас царило полное взаимопонимание».

С этим мнением согласна и 35-летний архитектор Андреа Квальола из фирмы Morq, офисы которой расположены в Риме и Перте (Австралия): «Мой опыт показывает, что клиенты постарше придерживаются более смелых взглядов и оказывают нам больше доверия, чем молодежь. В особенности это заметно в консервативных местах, таких как Перт, – здесь клиенты в возрасте с гораздо большей охотой идут на эксперименты».

Пожилые заказчики иногда предъявляют повышенные требования к техническому оснащению. К примеру, Питер и Мэри-Жюстин Демериндол. Они решили воспользоваться услугами Патрика Киана для строительства Ribbon House в Паддингтоне, историческом пригороде Сиднея. Здесь они собираются поселиться на пенсии. 35 лет супруги Демериндол прожили в старинном доме ленточной застройки. Там же они вырастили детей. Некоторое время назад Демериндолы купили неподалеку свободный участок, планируя постройку дома, состоящего из двух раздельных блоков. Сначала они будут жить на 2-м этаже, выполненном в форме ромба, а 1-й этаж – сдавать в аренду. «Но затем мы, возможно, переместимся на 1-й этаж. Туда, по нашему плану, можно будет спускаться даже на инвалидной коляске, если возникнет такая необходимость», – сообщает Мэри-Жюстин Демериндол. Киан разработал новый дом в стиле местных таунхаусов. Единственное отличие – практически плоская крыша с легкой обшивкой, покрывающей также 2-й этаж. Внутри оба этажа имеют открытую планировку с огромными окнами, выходящими на улицу. Скоро начнется строительство.

Клиенты Андреа Квальола в Перте – супруги в возрасте слегка за 70 решили переехать из семейного дома, в котором они прожили три десятка лет, с сокращением жилой площади. Семейная пара попросила ее предусмотреть в их новом доме River House место для лифта. На всякий случай. (Пока в лифте нет необходимости, шахта будет использоваться в качестве кладовой.) Они также хотят устроить большую террасу на крыше, чтобы наслаждаться природой, даже если у них не будет возможности выйти из дома. Не забыли супруги и об энергосберегающих характеристиках.

Несмотря на небольшой участок, проект дома предусматривает прекрасный вид на гавань Фримантл и реку Суон. 1-й этаж выполнен из бетонного щебня вторичной переработки. Жилые помещения расположены на 2-м этаже с гладкой отделкой из оштукатуренного кирпича. Большие раздвижные стеклянные двери исчезают в стенах, открывая помещения внешнему пространству. Окончание строительства намечено на начало 2010 г.

А в это время в старинном австрийском городке Эннс архитектор Майкл Шэмийех работает над созданием не менее замысловатого и одновременно сложного проекта для 65-летней заведующей галереей Сюзи Сейферт. Переезд в данном случае вынужденный: традиционный дом 150-летней давности, в котором Сейферт проживала ранее, сгорел. Она решила, что новое жилье должно не просто служить ей пристанищем в преклонном возрасте – оно должно также выглядеть современно и сливаться с природой, чтобы она могла прочувствовать смену времен года. С учетом этих пожеланий Майкл Шэмийех создал проект невысокого дома с плоской крышей, острыми углами и двумя длинными застекленными стенами, выходящими в сад. Из материалов использовались только грубый бетон и стекло – даже изнутри. В этих «булыжниках» расположены библиотека и другие внутренние комнаты. Все, за исключением кладовой и технического помещения, находится на 1-м этаже.

Учитывая мировой финансовый кризис и его последствия для пенсионных сбережений, азарт, с которым пенсионеры тратят деньги на авторские архитектурные изыски, может показаться странным. Однако, как отмечает Питер Экорнли, эти дома строятся для того, чтобы комфортно провести остаток дней. «Меня абсолютно не волнует, повысится мой дом в цене или нет. Ну не повысится на него цена – и что? Я намерен прожить здесь всю оставшуюся жизнь. Моим следующим домом станет лишь место на кладбище», – мрачновато шутит он.