Страховка от роста

«Роснефть» сообщила, что застраховалась от роста LIBOR, переведя плавающую ставку по некоторым кредитам в фиксированную. Этот инструмент используют и другие российские компании

Роснефть» переводит плавающие ставки по кредитам, привязанные к LIBOR, в фиксированные, сообщила компания в своей отчетности. Для этого в декабре 2007 г. «Роснефть» заключила сделку процентного свопа на пять лет, применяемую к сумме $3 млрд, а в декабре 2008 г. – к сумме $500 млн. Размер полученной фиксированной ставки, а также контрагента по сделке представитель «Роснефти» Николай Манвелов раскрыть отказался.

Суть таких сделок состоит в следующем, объясняет аналитик МДМ-банка Михаил Галкин. Компания договаривается с банком, на какую фиксированную ставку переводится привязанный к LIBOR кредит. Если к дате платежа по кредиту плавающая ставка оказывается выше фиксированной, инвестбанк доплачивает компании; если плавающая ставка ниже, компания перечисляет инвестбанку невостребованную сумму. Банк, принимая на себя риски, получает за это плату. «Роснефть» поступила вполне разумно, продолжает аналитик: в конце 2007 г. никто не знал, что LIBOR упадет, – мало кто тогда мог себе представить, что ставка ФРС США опустится до нуля.

К такой страховке прибегают и другие российские компании. Х5 Retail Group в декабре 2007 г. получила трехлетний синдицированный кредит на $1,1 млрд. По словам представителя Х5, ставка LIBOR была захеджирована практически сразу после получения кредита. Сейчас эффективная процентная ставка по кредиту составляет 4,2% годовых. Условия фиксации ставки компания не разглашает.

Продуктовый ритейлер «Дикси групп» летом 2008 г. привлек двухлетний синдицированный кредит на $150 млн по годовой ставке LIBOR + 3,3%. По словам вице-президента компании Федора Рыбасова, «Дикси» планирует зафиксировать ставку в течение месяца. «Мы планируем зафиксировать LIBOR на уровне 1,8% годовых на ближайшие два года», – говорит Рыбасов.

«Вымпелком» хеджирует плавающую ставку в том случае, когда доля таких кредитов превышает 50% долгового портфеля, рассказывает пресс-секретарь компании Екатерина Осадчая. Сейчас эта доля ниже, уточняет она.

«Такой инструмент может представлять интерес, потому что ставки находятся на низких исторических уровнях», – передал через пресс-службу врио вице-президента МТС по финансам и инвестициям Алексей Корня. МТС, по его словам, рассматривает возможность таких сделок, но пока их не заключает.

Сейчас хорошее время для обмена плавающей ставки на фиксированную: LIBOR – на дне благодаря беспрецедентно мягкой политике ФРС, резюмирует Галкин.