Новинки книжных развалов


Управление бизнесом в различных деловых культурах

Сергей Мясоедов

М.: Вершина, 2009. 320 с.

Увидев в руках у кого-то «Ведомости», я теперь обращаю внимание не только на прическу или одежду читающего, но и на выражение его лица, ведь, как пишет профессор Сергей Мясоедов, «через слова обычно передается не более 7% так называемой чувственной информации, тогда как через интонацию – 38%, а через выражение лица – 55%».

Хотя книга эта посвящена теме, далекой от кризисных будней, – кросскультурному менеджменту (то бишь «управлению поведением людей на стыке деловых культур»), рекомендую ее всем, и вот почему. Во-первых, кризисные ситуации для нас скорее норма: «особенность российской модели управления и это качество менеджеров в зарубежной литературе обозначают термином «развитие через экстремальные стадии» (extreme points development)». «Хорошо известно умение российских менеджеров быстро мобилизовывать лучшие качества в экстремальных и кризисных условиях, идти на прорыв и побеждать – и одновременно скисать при необходимости в течение длительного времени работать в нормальных и спокойных условиях, – подчеркивает Мясоедов и поясняет: – Автору этих строк неоднократно доводилось слышать от талантливых и изобретательных руководителей рыночных предприятий признания, что они создают несерьезные кризисы, чтобы дать толчок производительности и инициативности».

Во-вторых, книга эта – не заумный труд кабинетного ученого, а исследование, подкрепленное мнением знаковых для российского менеджмента людей: среди них Борис Щербаков – президент фирмы Oracle по России и СНГ, Сергей Литовченко – исполнительный директор Российской ассоциации менеджеров, Елена Евграфова – главный редактор русской версии журнала Harvard Business Review, Кларк Кридленд – вице-президент по кадрам компании ТНК-ВР, Марина Пахомкина – директор департамента корпоративного обучения и развития компании ТНК-ВР. Кстати, именно Пахомкина обратила внимание автора на «жизненный цикл» иностранного менеджера в российских компаниях, связанных с производством: «Первые два года к нему присматриваются; третий, четвертый, пятый годы он приносит большую пользу; а дальше он становится менее востребованным».

В книге можно найти ответы на многие вопросы, пожалуй, только вопрос, почему иностранные менеджеры с трудом приживаются в России, остается для автора открытым. Допускаю, что они никак не могут привыкнуть к нашим особенностям общения. Сергей Мясоедов приводит, например, мнение датчанина Ричарда Гестланда: «Некоторые приезжие мужского пола чувствуют себя в России не совсем удобно, когда российские партнеры-мужчины целуют их в губы, схватив в медвежьи объятия. Мой совет: выпейте еще рюмку водки и успокойтесь».