Письмо в редакцию


Локализовали все, что можно

На статью «Штамповка подождет» (№ 32 от 24.02.2009, стр. Б2)

Я был на церемонии закладки первого камня упоминаемого прессового завода (совместный проект ММК и итальянского производителя автокомпонентов Magnetto Automotive. – «Ведомости») и помню амбициозные планы, связанные с его строительством, которые уже на тот момент вызывали у меня большие сомнения. До того как возглавить завод в Петербурге по производству стиральных машин компании Electrolux, я около восьми лет посвятил автопрому. Отработав в должностях начальника цеха, директора по материально-техническому снабжению и заместителя генерального директора по качеству завода Ford во Всеволожске, я не понаслышке, глубоко изучил детали работы иностранных автомобилестроительных компаний в России.

На практике в первую очередь локализуется все то, что можно локализовать с максимальной экономией (из-за высоких расходов на логистику или низких цен на сырье или труд на местном рынке) и требует минимальных инвестиций. Как правило, это сиденья, стекла, крупные пластиковые детали, жгуты проводов, иногда глушители. Срок окупаемости таких проектов – не более двух лет при производстве 70 000–100 000 автомобилей в год. На деле Ford и остальные ключевые запустившиеся автопроизводители уже прошли данную стадию локализации. То есть локализовали все то, что можно было локализовать со снижением себестоимости. Далее идут проекты, где снижение минимально либо запуск проекта требует очень существенных инвестиций (от нескольких миллионов евро и выше). Окупаемость таких проектов составляет три года и более. При этом надо принимать во внимание, что срок жизни одной модели, как правило, не превышает пяти лет. А значит, запуск подобных проектов даже в стабильной экономической ситуации вряд ли будет целесообразен. С учетом же кризиса, когда автогиганты всерьез поговаривают о банкротстве, получить кредит с каждым днем становится все труднее и дороже, а перспективы спроса на продукцию весьма туманны, способность и готовность автопроизводителей и их поставщиков делать подобного рода инвестиции, а главное – их целесообразность для меня выглядят крайне сомнительными.

Андрей Ступин, директор завода Electrolux в Санкт-Петербурге, член экспертного совета по промышленности при Законодательном собрании Санкт-Петербурга