Илья великий

Впервые выставку номинантов премии «Инновация» смотреть можно и интересно, хотя кому должны дать главный приз – и так всем ясно
С.Портер

Госпремия в области современного искусства вручается в этом году в четвертый раз, и впервые выставка номинантов «Инновации» смотрится легко и понятно. У Государственного центра современного искусства свой выставочный зал небольшой, деньги, выделенные ему на проведение мероприятий «Инновации», все подсчитаны, поэтому особенно развернуться негде и не на что. Так что казалось неизбежным, что три предыдущие выставки премии оказывались труднопроходимым складом объектов, проектов и экранов, где и не случайный человек мог запутаться.

На этот раз за экспозицию отвечал Юрий Аввакумов, и оказалось, что даже на минимальной площади можно представить всех выдвиженцев так, чтобы каждый был заметен, сама выставка легко смотрелась, а зрители не испытывали приступов клаустрофобии. Главное, что для этого надо было сделать, – нарушить равноправие, не выделять всем одинаковую площадь. Что было необходимо и неизбежно.

Неизбежное отсутствие равенства – центральный сюжет нынешней «Инновации». В главной номинации на лучшее произведение визуального искусства есть один всем очевидный и недосягаемый лидер – «Альтернативная история искусств» Ильи и Эмилии Кабаковых.

Можно по-разному относиться к этому грандиозному сочинению, показанному весной в «Гараже». Можно предпочитать ему другие вещи Кабакова, где больше волшебства и чувства. Но замысел выставки картин трех несуществующих художников, не справившихся с задачей создания большой картины, настолько глубок и неожидан и воплощен настолько мощно, что равного этому произведению о невозможности идеала нет ни в этом году, ни в прошлом и не только среди наших по рождению художников. И кто бы ни входил в жюри «Инновации», людей уровня Кабакова там быть не может. Что, конечно, не является гарантией его победы.

В таком раскладе ни утонченное видео Виктора Алимпиева «Чей это выдох?», ни остроумная инсталляция Владислава Ефимова «Для радио», ни интеллектуально-изощренная выставка (а не одна работа) Никиты Алексеева «Это есть. Этого нет. Это есть», ни комически-почвеннические «Грачи прилетели» Николая Полисского – не конкуренты концептуалистской эпопее Кабакова. Они просто из другой весовой категории.

Зато на выставке «Инновации» Кабаков видимо ущемлен, его соперники представлены материально – вещами, а «Альтернативная история искусств» – бледной документацией видеофильма.

В остальных номинациях лидеры не очевидны. В «Новой генерации» нельзя не отметить два открытия этого года: Хаима Сокола с «Котлованом» и Андрея Кузькина с героическим перформансом «По кругу». И стабильно интересно работающего Владимира Логутова пора уже наградить.

Имена Екатерины Деготь, Виктора Мизиано и Евгения Барабанова в разделе теории и критики обещают жюри нелегкий выбор. Деготь номинирована еще в разделе «Кураторский проект», и здесь у нее сильные соперники. Но что делать – прошлый год для нашего современного искусства оказался, как теперь видится, очень важным.