Россия и мир: Путь к независимости


Хотя извечный спор о том, что первично – общественное бытие или общественное сознание, – наверное, никогда не закончится победой одной стороны, большинство едино в том, что эти две категории тесно взаимосвязаны и не могут существовать независимо друг от друга. В полной мере это относится к взаимозависимости политики и экономики, причем как в национальном, региональном, так и в глобальном масштабе.

С одной стороны, все согласны с тем, что нынешний экономический кризис глобален и его преодоление неизбежно будет носить наднациональный характер. Можно предположить, что если начавшаяся пару десятилетий назад глобализация стала размывать понятие «национальная экономика», то этот кризис ускорил процесс его полного уничтожения. Глобальная экономика неизбежно приходит на смену различным комбинациям десятков национальных экономик. Финансовая и экономическая взаимозависимость мира сегодня такова, что выход из кризиса через мировую войну или серию вооруженных конфликтов, как это предсказывают, опираясь на опыт прошлых кризисов, некоторые остроумные эксперты, просто невозможен, ибо совсем не понятно, как защитить свою национальную экономику, если она в значительной степени зависит от состояния мировой экономической системы. Это видно, например, в экономике США, которая сегодня постоянно входит в конфликт и конкурентное соревнование сама с собой, выступая одновременно в качестве национальной экономики страны и в качестве крупнейшей составной части глобальной экономики, в том числе в экономиках других стран, прежде всего Китая, Евросоюза или Канады. Еще заметнее эта проблема в Европейском союзе с его высокой взаимной экономической интеграцией.

Это, в свою очередь, создает большие политические проблемы для национальных правительств, стремящихся максимально сохранить свои суверенные экономики, ибо именно они являются наиболее важным фактором суверенитета всего государства, а значит, создают легитимность правительства, обеспечивают право чиновников принимать от имени государства финансовые и другие решения. Так, с одной стороны, Барак Обама вынужден, например, решать проблемы инфляции или долгов американских домовладельцев, не способных выплатить кредиты, полученные под покупку недвижимости, а с другой – стимулировать спрос на американские товары на глобальном рынке и уверенность в стабильности доллара как мировой валюты. С одной стороны, он должен решать социальные проблемы американских рабочих, а с другой – сохранять занятость на предприятиях американских корпораций в Юго-Восточной Азии.

Ему приходится постоянно находить баланс между внутренней политикой, протекционистскими мерами по отношению к своей экономике и необходимыми мерами по оживлению глобальной экономической системы, отвергающими саму идею протекционизма или учета внутренних политических последствий. Такие же проблемы стоят и перед руководством многих, в том числе нефтедобывающих, стран, включая Россию. С одной стороны, низкая цена на энергоносители сильно ударяет по их бюджетам, с другой – любые искусственные попытки повысить эту цену для бюджетной стабилизации, в том числе через сокращение добычи, неизбежно приведут к большему замедлению мировой экономики и, соответственно, новому снижению потребностей в энергоносителях. То есть национальная внутренняя политика постоянно входит в противоречие с экономической.

Такая же ситуация складывается и в международной политике. Финансовые проблемы уже наложили серьезные ограничения на внешнеполитическую активность западных государств, в первую очередь США. Америка переходит к сберегающей внешнеполитической линии, отказываясь от многих дорогостоящих внешнеполитических проектов. С одной стороны, это создает редкие возможности для других государств увеличить свою роль на мировой арене, в том числе Китая, Евросоюза или России. Но с другой – такое увеличение может привести к тому, что они еще больше окажутся заложниками международной ситуации. То есть в положении нынешней Америки, которая оказалась так глубоко втянутой в глобальные проблемы, что стала зависеть от них больше, чем может сегодня себе позволить.

Это особенно опасно для России, которая в предыдущее десятилетие осознанно сформировала национальную экономику, единственной целью и функцией которой было обслуживание экономики глобальной. Россия – одна из мировых бензоколонок, поэтому ее экономика не является самодостаточной и независимой. Она не может существовать независимо от мирового энергетического рынка, где, как показал нынешний кризис, играет подчиненную роль. Стране с обслуживающей экономикой крайне трудно выработать независимую и эффективную внешнюю политику. Политика тоже неизбежно будет обслуживать политику других стран.

Если Россия всерьез хочет сохранить свою государственность и суверенность, ей нужно попытаться создать не обслуживающую, а обслуживаемую другими национальную экономику. Чтобы ситуация в глобальной экономике зависела как можно больше от покупательной способности России, а не наоборот. Нынешний кризис создал для такого поворота некоторые возможности. Если этого не произойдет, Россия так и останется источником сырья для Запада и Китая, которые будут заправляться у нее, платя ту цену, которую сами и сформируют. Когда цена высока, Москва может помечтать и похвалиться своими экономическими достижениями. А когда цена падает, как сейчас, российскому правительству снова придется превращаться в бабушку-пенсионерку, которая накопила немного денег под матрасом и раздумывает теперь о том, на сколько походов в продуктовый магазин хватит этой заначки и когда же наконец ей повысят пенсию. Тут уж не до национального суверенитета или политической самостоятельности.