Технологии рынка: Вынужденный креатив


Борис Юшенков, генеральный директор Colliers International

«Мы зафиксировали рублевые заработки сотрудников на прошлогоднем уровне, потому что предсказать развитие ситуации очень трудно. Дальше будем следовать за рынком».

Николай Вечер, генеральный директор петербургского филиала компании GVA Sawyer:

«Мы официально объявили, что готовы идти на существенные скидки по консалтингу. Сейчас хорошее время для клиентов, чтобы заказывать серьезные исследования».

Олег Барков, генеральный директор компании «Knight Frank Санкт-Петербург»:

«Нам пришлось сократить около 40% сотрудников. Это связано с тем, что мы стремились обеспечить максимально полную линейку услуг. На некоторые направления брали людей авансом».

Консалтинговые и брокерские фирмы – прослойка рынка коммерческой недвижимости – в полной мере ощутили на себе неблагоприятную конъюнктуру. Спад девелоперской активности и сжавшийся спрос бьют по их карману. Еще осенью большинство компаний, работающих в этом секторе, ощутимо сократили штаты и заморозили зарплаты. Однако кризис заставил их не только гибко подходить к цене оказываемых услуг, но и генерировать новые идеи.

На пикирующем рынке востребованы специалисты, способные провести экспресс-диагностику бизнеса и помочь собственнику в минимизации издержек и убытков либо предложить нестандартный ход выжившим девелоперам, все еще готовым вкладывать деньги в коммерческие новостройки. Новые возможности получают компании, оказывающие услуги по управлению и технической эксплуатации действующих объектов.

В кризис больше шансов появилось и у отечественных консультантов и брокеров, которых в последнее время ощутимо потеснили брендовые международные компании.

Кадровый секвестр

По оценке центра аналитических исследований «Анкор», с октября 2008 г. персонал сокращали 81% компаний, занятых инвестициями в строительство, девелопментом, проектированием, а также генподрядчики, инжиниринговые фирмы и др. (Брокеры и консультанты также вошли в число респондентов, но данные по ним отдельно не приводятся.)

Практически все игроки петербургского рынка консалтинга, опрошенные при подготовке этой статьи, уже завершили «оптимизацию» штатов и искренне надеются, что идти на дальнейшие сокращения не придется. «Сейчас происходит нормальная рыночная ротация кадров», – говорит генеральный директор Colliers International St. Petersburg Борис Юшенков.

В среднем персонал секвестирован на 20–25%. В меньшей степени пострадали относительно небольшие фирмы, а также компании, которые занимались консалтингом и брокериджем в связке с услугами по управлению и эксплуатации. Например, в Becar Realty Group расстались примерно с 15% сотрудников, в фирмах АРИН и LCMC – с 10%. Единичные сокращения происходили в Maris Properties/CBRE, в «АйБи Групп» увольнений не было. «Мы всегда делали акцент на управлении и эксплуатации, предлагая консалтинг в пакете услуг. Прежние контракты остаются в силе, а консультантов мы в основном переключили на другие направления», – поясняет управляющий партнер «АйБи Групп» Сергей Игонин.

На более радикальные меры пришлось идти фирмам, которые стремительно развивались в последнее время, играя на опережение и отчасти набирая специалистов «про запас». К примеру, по оценке экспертов центра «Анкор», количество консультантов за последние 2–3 года увеличилось на петербургском рынке в 1,5–2 раза. «Не буду скрывать, что нам пришлось сократить около 40% сотрудников, – делится генеральный директор компании «Knight Frank Санкт-Петербург» Олег Барков. – Это связано с тем, что мы стремились обеспечить максимально полную линейку услуг и хорошую инфраструктуру бизнеса. На часть направлений брали людей авансом».

В феврале в кадровой сфере наметился некоторый позитив, и отдельные фирмы готовы «отыграть увольнения назад». «До конца 2008 г. мы урезали штат примерно на 50%, но в начале года в отделе стрит-ритейла появилось восемь новых брокеров (взамен 10 сокращенных). Правда, набор в другие подразделения пока не планируем», – рассказывает исполнительный директор компании Praktis CB Юлия Готовская. Юшенков тоже отмечает нехватку сотрудников в связи с новыми заказами.

Жертвой кризиса в основном стал обслуживающий персонал, среди специалистов в первую очередь пострадали аналитики, маркетологи и консультанты, хотя на руководителей подразделений никто не покушался. «Мы сокращали персональных ассистентов и младших сотрудников, – говорит Людмила Рева, директор департамента брокерских услуг компании Astera St.Petersburg. – Весь отдел продаж работает в том же составе».

Практически все опрошенные руководители переживают из-за расставания с профессионалами, но «не для печати» сообщают, что наконец-то удалось избавиться и от балласта.

В основном компании не идут на снижение зарплат, зафиксировав прошлогодние рублевые заработки сотрудников, но и традиционной ежегодной индексации окладов коллективы тоже не дождались. «Мы поступили так потому, что предсказать развитие ситуации очень трудно. Дальше будем следовать за рынком и готовы быть гибкими», – комментирует Юшенков. Некоторые фирмы снизили фиксированную часть зарплаты (причем, как правило, топ-менеджеры пошли на большие жертвы, чем рядовой персонал). Но комиссионные не урезают. «Система мотивации у нас отлажена так, что эффективные сотрудники за счет бонусов и агентского вознаграждения сейчас могут получать даже больше, чем до кризиса», – поясняет Олег Барков. «У нас оклады и прежде были невелики. В фирме преобладает бонусная схема, а долю агента в комиссионных мы не сокращаем», – рассказывает Юлия Готовская.

Тщательнее надо

Больше всего работы сегодня у брокеров. Если прежде их нанимали в основном арендаторы, озабоченные поиском подходящего помещения, то теперь в роли заказчиков чаще выступают собственники, которые пытаются бороться с оттоком клиентов. «В нынешней ситуации мы не готовы уступать по комиссионным, которые традиционно составляют месячную арендную плату за объект», – делится опытом Людмила Рева. «Вознаграждение по сделкам купли-продажи не изменилось: в среднем это 4% от стоимости объекта. Напротив, в наиболее тяжелых случаях владельцы готовы платить брокерам и больше», – продолжает Юлия Готовская. Коллеги в целом придерживаются той же позиции.

В Astera St.Petersburg и в Becar Realty Group отмечают, что стали предоставлять клиентам новую платную услугу – представление их интересов в ходе переговоров о пересмотре условий аренды (она весьма востребована как собственниками, так и арендаторами). «Резко возрос спрос и на наших юристов, – говорит Людмила Рева. – Если с нанимателями площадей так и не удалось договориться, владельцы объектов обращаются в суд».

Заметнее всего провал в структуре доходов фирм по консалтингу. В большинстве компаний число заказов от потенциальных инвесторов и девелоперов на разработку концепции объекта, анализ наилучшего использования участка и т. п. сократилось в 2–3 раза. «Многие потенциальные инвесторы сегодня даже думать боятся о запуске девелоперских проектов», – констатирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC.

«Такой низкой активности в этом секторе не было лет 10. Новых крупных инвестпроектов, которые нуждались бы в консалтинге, в городе единицы. В основном к нам обращаются по поводу редевелопмента или реконцепции действующих комплексов. Много звонков из регионов», – комментирует Юлия Готовская.

На общем фоне неплохо обстоят дела у крупных брендовых компаний (к примеру, у Colliers International и Knight Frank), для которых это направление было одним из приоритетных. «Снижение спроса есть, но в целом объем работ по консалтингу нас устраивает. Нам удалось сохранить команду специалистов», – говорит Олег Барков.

Colliers International в феврале выиграла тендер на разработку концепции развития четырех участков концерна «Силовые машины», который будет выводить производство с городских площадок в промзону «Металлострой» (Колпинский р-н). Astera St.Petersburg в кризис заключила контракт с компанией «Балтийская жемчужина» на разработку концепции многофункционального комплекса (около 200 000 кв. м), который войдет в состав одноименного жилого квартала. «Очень серьезным клиентом в сфере консалтинга становится государство», – считает управляющий партнер АРИН Игорь Горский. Поработать на бюджет были бы рады и руководители других фирм.

Ценообразование на консалтинговые услуги характеризуется сегодня «гибкостью» и «индивидуальным подходом». Практически все компании говорят о скидках в пределах 10–20%, некоторые – и о более существенных дисконтах. «Мы одними из первых официально объявили, что готовы идти на серьезные уступки – по некоторым позициям вплоть до 50% от докризисного уровня. Сейчас хорошее время для клиентов, чтобы заказывать серьезные исследования», – уверен генеральный директор петербургского филиала компании GVA Sawyer Николай Вечер.

Консалтинг в чистом виде, по его наблюдению, мало востребован. Клиентов больше интересуют прикладные задачи, поэтому «копать надо глубже». Например, не просто подобрать участок и проанализировать варианты его использования, но и изучить возможность подключения к инженерным сетям. «Раньше у заказчиков преобладал такой подход: есть площадка, нужно за пару месяцев разработать какую-нибудь концепцию ее развития. Теперь первоочередным вопросом стала востребованность того или иного варианта», – говорит Дмитрий Золин. Людмила Рева фиксирует постоянство обращений от девелоперов торгцентров, которым нужно скорректировать проект с учетом рыночной ситуации.

Скорая помощь

Популярен относительно недорогой экспресс-консалтинг. Но если раньше такой сервис предлагали в основном отечественные фирмы, то теперь над краткими отчетами, содержащими основные выкладки об объекте и его возможной судьбе, готовы трудиться и международные компании. В начале 2009 г. подобную услугу стали оказывать в Colliers International. «Нам приносят полноценные концепции, разработанные в начале 2008 г., и спрашивают, что теперь можно с этим сделать. Мы беремся за 3–7 дней (вместо традиционных 1–1,5 месяца) оценить эффективность вложений в конкретный проект», – рассказывает Николай Казанский, директор по инвестициям и консалтингу Colliers International St. Petersburg.

«Спросом пользуется экспресс-анализ стоимостью 100 000–150 000 руб., который мы проводим за 10 дней. Он предназначен в основном для потенциальных покупателей существенно подешевевших активов», – делится опытом президент Becar Realty Group Александр Шарапов.

Появляются и специфические продукты. Например, Becar Realty Group предлагает услугу «20 х 20 х 20». За 20 дней компания берется проанализировать, как организована эксплуатация конкретного доходного объекта, и продемонстрировать собственнику, на чем можно сэкономить не менее 20% в рублях. «Если мы не справимся с этой задачей, отработаем бесплатно. Если издержки можно снизить, претендуем на 20% от экономии», – рассказывает Шарапов.

В феврале в GVA Sawyer стали продвигать услугу по так называемому проектному аудиту для владельцев незавершенки, которые были вынуждены заморозить проекты, а также для инвесторов, принимающих решение о дальнейшем финансировании законсервированных строек. Консультанты берутся составить заключение о стоимости активов, проанализировать наилучшее использование недостроя, степень готовности, оценить объем освоенных средств и затраты на достройку или перестройку здания (в соответствии с возможным изменением функционала) и т. п.

Фирма LCMC вновь стала предлагать услугу по запуску и отладке работы внутренних управляющих компаний, которые создают собственники коммерческих объектов. «У нас есть несколько региональных заказчиков. В провинции, кстати, где денег изначально было меньше, чем в Москве или Петербурге, кризис переживают легче. К примеру, в декабре в Набережных Челнах открылся бизнес-центр высокого уровня площадью 20 000 кв. м и за два месяца заполнился на треть», – рассказывает Дмитрий Золин.

Очень востребованы услуги по оценке. Практически все опрошенные фирмы усиливают это направление, а те, у кого до сих пор не было соответствующего отдела, обзаводятся им. Например, оценочное подразделение появилось в компании «Knight Frank Санкт-Петербург». В петербургском филиале GVA Sawyer начинают работать по международным стандартам Королевского общества оценщиков Великобритании (RICS).

Специалисты сотрудничают в основном с банками, желающими актуализировать стоимость залогов, и с собственниками, которые реструктурируют портфели активов. Есть и более прикладные задачи. Например, в Becar Realty Group готовы консультировать представителей малого и среднего бизнеса. «По новому закону, вступившему в силу с начала года, они вправе выкупить арендованные у города площади целевым образом – по рыночной стоимости. Однако чиновники определят ее уже после того, как предприниматель подаст заявку на приватизацию конкретного объекта. Если сумма не устроит арендатора и он откажется от идеи выкупа, процесс будет уже не остановить, и помещение продадут с торгов, – рассказывает Александр Шарапов. – Мы готовы предложить таким фирмам экспресс-оценку их площадей за весьма скромную сумму еще до обращения в органы власти».