Война и мир из собрания Пино

В четверг в центре «Гараж» откроется грандиозная выставка современного искусства из собрания Франсуа Пино. О том, как она устроена и какие идеи в ней заложены, рассказала «Ведомостям» куратор Каролин Буржуа

В «Гараже» идет монтаж выставки, название которой переведено буквально, но неловко: «Определенное состояние мира? Избранные произведения из коллекции Фонда Франсуа Пино». Даже в полусобранном состоянии она производит сильное впечатление.

Зрителя встречает трехметровый череп из каких-то железных ведерок и бытовых предметов. Это известная работа индийского художника Субодха Гупты «Очень голодный бог», такая же стоит на набережной Большого канала в Венеции перед входом в музей современного искусства Франсуа Пино. За черепом развернут военный лагерь в натуральную величину – несколько больших солдатских палаток, внутри которых все как в жизни: столовая, душ, койки. Вокруг транслируется видео с очень жестокими сценами из солдатской жизни. Это антивоенное высказывание американцев Пола Маккарти и Майкла Келли.

За мир отвечает также необъятная инсталляция – светящиеся разноцветные неоновые лампы по воле Дэна Флавина заполняют целый зал, внушая зрителю, что все вокруг праздник. Это настроение поддерживают ряды огромных барабанов китайца Чена Дженя.

Рядом с этими гигантами даже монументальные «сердца» Джефа Кунса теряются. А уж забавные фигурки Маурицио Каттелана и Такаши Мураками смотрятся и вовсе гномиками.

8500 кв. м фантастического пространства мельниковского гаража заняты выставкой одного из самых богатых людей мира и самого влиятельного коллекционера современного искусства. В ней примут участие художники со всех континентов, самые знаменитые и те, которых прославит участие в выставках Франсуа Пино. Более грандиозной демонстрации современного искусства в Москве еще не было. Куратор выставки Каролин Буржуа отвечает на вопросы неохотно, у нее предстартовое волнение.

– Г-н Пино лично участвует в создании коллекции?

– Участвует? Да только он сам все и решает.

– В организации этой выставки тоже?

– Г-н Пино присутствовал на разных этапах. Мы отталкивались от вещей, которые есть в коллекции, с нами в «Гараже» работают те же архитекторы, которые сделали предыдущую выставку в Лиле. Он уже видел их в деле.

– Насколько выставка дает представление о коллекции?

– Она очень представительна, хотя и не слишком большая – всего 49 работ, но мы выбрали произведения, требующие много места и объема. В коллекции есть вещи, которые не боятся занимать большое пространство.

– Какое самое грандиозное?

– Маккарти и Келли.

– Содержание выставки определило огромное пространство «Гаража» или какая-то идея?

– И то и другое. Это прохождение между тремя темами, которые отражают парадоксы и противоречия нашей эпохи. Первая тема – война и жестокость, вторая – мир представления и потребления, третья – мир в целом. Вся выставка как бы резюмируется большим черепом индийца Субодха Гупты. Этот череп сделан из блестящих деталей и притягивает нас, как смерть, как война.

– Вы как-то учитывали в работе русского зрителя?

– Я не претендую на знание современной русской культуры, но то, что мы видим за рубежом, я ощущаю как довольно агрессивное искусство – прямое. Поэтому я решила начать выставку с войны. Вообще вся русская история довольно жестокая, начиная с царя, когда практически все были рабами, потом революция, Сталин – уже много.

– И вы решили, что русскому зрителю нужны сильные ощущения?

– Я, конечно, могу ошибаться, но, судя по вашим художникам, сделала именно такой вывод. Хотя, разумеется, язык выставки интернациональный, работы создавались не специально для русских.

– Ваши впечатления довольно неожиданны, нам-то кажется, что мы нежные...

– Почитайте русскую литературу, чего же там нежного? И фильмы ваши очень жесткие, и современное искусство. Но на выставке есть нежные работы, и забавные, и смешные.

– Блестящий череп, собранный из железных ведерок, стоял и у входа в музей г-на Пино в Венеции. У него пристрастие к черепам?

– Нет, просто он не боится иметь и выставлять произведения, выходящие за рамки привычного и поднимающие вопросы жизни и смерти.

– Есть ли на выставке произведения, которые вам особенно нравятся?

– Их очень-очень много. Мне трудно быть объективной, я внутри выставки и обожаю каждый объект. Мне все постоянно нравится.

– Вы уверены в успехе?

– Я никогда ни в чем не уверена, но, надеюсь, увиденное затронет зрителя и заставит его что-то в себе поменять.

– Есть мнение, что в современном искусстве кризис идей, что оно теряет смыслы.

– Само общество в кризисе, и многие художники его предвосхитили. Кто-то обыграл излишнюю страсть к деньгам, другие, наоборот, дистанцировались от материальных проблем, такие, как Маккарти, почувствовали приближение апокалипсиса – работа, которую мы показываем, была сделана 10 лет назад. Да, рынок искусства сейчас в кризисе, но не само искусство.

– Вы разделяете надежду, что кризис изменит искусство, что оно будет не таким коммерческим и развлекательным и вернется к серьезным проблемам?

– Я думаю, это обязательно произойдет.