Книжная чернь

В экранизации романа-фэнтези Корнелии Функе «Чернильное сердце» (Inkheart) режиссер Йен Софтли пытается втолковать юным зрителям, что книга – это волшебство. Но, кажется, сам себе не верит

Сюжет Корнелии Функе в общих чертах известен нам по стишку Корнея Чуковского. «Дали Мурочке тетрадь, стала Мура рисовать. Это – елочка мохнатая. Это – козочка рогатая». Помните, чем кончается?

«Это Бяка-Закаляка кусачая, я сама из головы ее выдумала. – Что ж ты бросила тетрадь, перестала рисовать? – Я ее боюсь!»

У немецкой писательницы, правда, не рисуют, а читают и пишут, но главное отличие не в этом. А в том, что сюжет начинается сразу с Бяки-Закаляки, а елочка мохнатая и козочка рогатая, дядя с бородой и дом с трубой (вернее, целый сказочный замок) появляются позже.

Все дело в том, что у букиниста Мо (Брендан Фрейзер) волшебный язык, и лучше бы он держал его за зубами, а не читал дочке вслух дурацкую книжку «Чернильное сердце». Потому что в результате жена Мо проваливается в книжную реальность, а из книжки вылезают Бяки-Закаляки, которых режиссер Йен Софтли представляет в виде карикатурных фашистов с буквами на лбу или щеках – отметинами темного литературного прошлого. Закаляками заправляет бяка Козерог (Энди Серкис), которого Мо вытащил из «Чернильного сердца» вместе с пародийно романтическим фокусником Пыльноруком (Пол Беттани) и его верным хорьком. Все эти недодуманные персонажи маются в поисках то книги, то ее автора – рассеянного пожилого сказочника в берете и очках (Джим Броадбент): авторы волшебных книг, как известно, другими не бывают. В приключениях также принимают участие комическая тетушка-библиофил (Хелен Миррен) и случайно выпавший вместе с золотыми монетами из «1001 ночи» юный араб, который так по-девичьи смущается и так восхищенно смотрит на Пыльнорука, что, не будь фильм детским, мы бы сказали, что это любовь.

Что до елочек и козочек, то в лесу стоит гора, на горе замок Козерога, а в замке целый хлев вымышленных существ: от летучих обезьян до Единорога и Минотавра, которые жалобно кричат, мычат и хотят вернуться кто в «Волшебника страны Оз», а кто в мифы Древней Греции. Вероятно, потому, что там их лучше кормят.

Это шапито с участием заслуженных артистов выглядит так уныло, что даже не хочется разбираться почему. Чем больше на экране бегают и суетятся, тем удивительней вспоминать, что предыдущим фильмом Йена Софтли был умный и очень неординарный мистический триллер «Ключ от всех дверей». В «Чернильном сердце» не видно ни ума, ни, что хуже, фантазии: сказочный сюжет топчется бестолково, как Минотавр в стойле. Бяки-Закаляки ни разу не страшные, поэтому даже в фильме никто их не боится. Рассеянный сказочник пишет из рук вон плохо. Корнелия Функе – еще хуже. Главный спецэффектный аттракцион, припасенный к финалу, живо напоминает картину «Мумия», в которой тоже играл Брендан Фрейзер. Зачатки характера есть от силы в одном персонаже, да и тот – Пыльнорук. Единственное, что имеет хоть какой-то интерес и смысл, – судьба хорька. У остальных все буквально на лбу написано.