Вектор


Война с дисконтом

Пока что жизнь идет в другом направлении: эксперты обсуждают, не придется ли операторам, выручка которых номинирована в основном в рублях, повышать цены или переводить их в «у. е.». «Вымпелком» уже повысил тарифы в ряде действующих планов (правда, параллельно ввел более экономичный), МТС думает, и лишь «Мегафон» обещал тарифы пока не трогать – правда, стоимость зарубежного роуминга поднял первым в «большой тройке». Комментировать слова Иванова представители «Мегафона» и МТС вчера не стали, а их коллега из «Вымпелкома» обратил внимание: изменения коснулись только 7% тарифных планов, и в среднем связь для их подписчиков подорожала лишь на 20%.

В разгар январского конфликта с Украиной «Газпром» подал заявление в стокгольмский арбитраж к «Нафтогазу», требуя принудить украинский холдинг к исполнению договора транзита. 19 января «Газпром» и «Нафтогаз» помирились. Но иск так и не был отозван. В воскресенье детали документа (и сам текст) опубликовал украинский еженедельник «Зеркало недели». В иске указано, что уже с 1 января «Нафтогаз», по мнению «Газпрома», начал нарушать транзитный договор: газ для Европы в систему заходил, а выходил в меньших объемах либо вообще «в некоторые дни» не выходил. Требования российской монополии – признать изъятие транзитного газа нарушением контракта, обязать «Нафтогаз» вернуть отобранный газ или его эквивалент, а также взыскать понесенные «Газпромом» убытки. Последний пункт вызывает больше всего интереса. «Газпром» раньше оценивал потери от газового конфликта с Украиной примерно в $2 млрд. По данным «Зеркала недели», от «Газпрома» поступило лишь одно дополнение к январскому иску, где есть сумма требований. И эта сумма – всего 100 000 евро. «Иск пока не отзывали, сумма не определена», – говорит представитель «Газпрома». Логично: главное, чтобы иск был, а сумма, видимо, будет зависеть от того, как «Нафтогаз» дальше станет расплачиваться за российский газ.

Машины – банкирам

У банкиров может добавиться хлопот. Мало того что из-за кризиса их кредитные портфели стремительно ухудшаются, так поправки в Гражданский кодекс создают возможности для мошенничества с автокредитами. С 11 января вступили в силу поправки в ГК, согласно которым залог транспортных средств стал вновь подлежать госрегистрации. Это требование было установлено законом о залоге еще в 1992 г., но не применялось из-за противоречий с ГК. Теперь же проблема, из-за которой банки в предыдущие годы часто утрачивали залоги, а кредиты оставались непогашенными, стала еще более актуальной. Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян написал министру внутренних дел Рашиду Нургалиеву письмо с просьбой разработать порядок регистрации залогов транспортных средств. Ипотечный заемщик не может продать свою квартиру без согласия банка, так как на свидетельстве о регистрации указывается наличие обременения. Иначе обстоят дела с автокредитами. Любой заемщик может снять автомобиль, на покупку которого получен кредит, с учета и продать его, говорит директор департамента автокредитования Москоммерцбанка Виктор Хребет. Если МВД подготовит документ, предусматривающий государственную регистрацию залогов, это обезопасит не только банки от нечистоплотных заемщиков, но и добросовестных покупателей от приобретения заложенного автомобиля, отмечает он.

Ценный совет

Российским сотовым операторам стоило бы подумать о снижении тарифов, процитировал вчера «Интерфакс» вице-премьера Сергея Иванова. Чиновник «очень надеется» на это, тем более что сотовая отрасль «не требует большого количества занятых» и у правительства нет «серьезных опасений по ее состоянию» в условиях кризиса.

Цены на мобильную связь государство пока не регулирует. Примут ли операторы «совет» Иванова как руководство к действию? Или предпочтут прислушаться к министру связи Игорю Щеголеву, который в субботу заверил канал «Вести», что «оснований для беспокойства нет», так как пока подорожали в основном услуги бизнес-класса?